А.А. Петрова2 Как Вы относитесь к инновационным средствам обучения? Всегда ли оправдано использование ЭОРов и ЦОРов на уроке? Как часто Вы наблюдаете грамотное применение этих средств? Всегда ли компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения?
А.А. Петрова3 Преимущества виртуальной информационной среды: Новые способы представления предметного знания: гипертекст – как средство нелинейной архитектуры изложения учебного материала; анимация – динамические рисунки, графики, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.; демонстрационные и манипулятивные модели объектов; аудиоинформация; видеосюжеты; элементы виртуальной реальности.
А.А. Петрова4 Преимущества виртуальной информационной среды: В данной информационной среде объективирована, визуалируется и активно отрабатывается процессуальная компонента содержания обучения (через модели и образцы исполнения различных видов деятельности и через соответствующие каждому виду деятельности тренажеры);
А.А. Петрова5 Преимущества виртуальной информационной среды: среда носит мультимедийный характер. обеспечен оперативный доступ учащихся к дополнительной учебной и научной информации за счет гипертекстовой архитектуры представления информации, полнее и эффективнее реализуются внутрипредметные и межпредметные связи учебных курсов.
А.А. Петрова6 Преимущества виртуальной информационной среды: взаимосвязь локальных и глобальных сетевых ресурсов позволяет обучаемому осваивать каждый предмет как неотъемлемую составляющую культуры цивилизации, видеть и изучать их в различных контекстах отношений с другими областями человеческой деятельности.
А.А. Петрова7 Функции преподавателя компьютеру Коммуникативная – реализуется в форме диалогового взаимодействия учащегося с компьютером; Организационно- стимулирующая – компьютер используется для создания аутентичных, коммуникативно- ориентированных ситуаций общения, например, «интерактивное видео»;
А.А. Петрова8 Функции преподавателя компьютеру Информативная – в процессе обучения используются специальные компьютерные системы справочно- информационного обеспечения: электронные энциклопедии, словари, Интернет;
А.А. Петрова9 Функции преподавателя компьютеру Тренировочно-репетиторская – данная функция на сегодняшний день имеет ряд преимуществ по сравнению с преподаванием в процессе тренировки и закрепления учебного материала: беспристрастность, объективность, безграничное терпение;
А.А. Петрова10 Функции преподавателя компьютеру Управляющая – компьютер осуществляет функцию управления на основе жесткого, заранее заданного алгоритма действия; Контролирующая – применение ПК для текущего и итогового контроля дает ряд преимуществ: реализация дифференцированного и индивидуального подхода, обратная связь, объективность контроля, освобождение преподавателя от трудоемкого процесса обработки результатов
А.А. Петрова11 Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
А.А. Петрова12 ЭОРы и ЦОРы В чем отличие?
А.А. Петрова13 ЭОР Это совокупность программ и данных или контент, т.е.совокупность содержательных элементов, представляющих объекты, процессы, абстракции, которые являются предметом изучения
А.А. Петрова14 Учебные материалы нового поколения разделяют на пять типов: 1. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), расширяющие учебники/УМК, рекомендованные (допущенные) к использованию в учебном процессе. 2. Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК). 3. Информационные источники сложной структуры (ИИСС). 4. Инструменты поддержки учебного процесса. 5. Инструменты организации учебного процесса
А.А. Петрова15 Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Каковы их преимущества по сравнению с обучающими программами, использовавшимися прежде?
А.А. Петрова16 ЦОР содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме
А.А. Петрова17 Согласно терминологии НФПК: ЦОРы – отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого- либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые методической поддержкой
А.А. Петрова18 Наборы ЦОР к учебникам могут иметь следующую структуру:
А.А. Петрова19 Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) могут иметь следующую структуру:
А.А. Петрова20 ИИСС может иметь следующую структуру:
А.А. Петрова21 Как ИИСС могут рассматриваться следующие ресурсы: цифровые образовательные ресурсы, поддерживающие деятельность ученика и учителя по одной или нескольким конкретным темам (разделам, предметной области);
А.А. Петрова22 Как ИИСС могут рассматриваться следующие ресурсы: учебные модули, которые помогли бы учащимся познакомиться с исследовательским аспектом определенной науки; специализированные энциклопедии (искусство, история, география и т.д.), определители растений и животных, ориентированные на разные возрастные группы учащихся и разные географические и климатические зоны России;
А.А. Петрова23 Как ИИСС могут рассматриваться следующие ресурсы: образовательные среды, основанные на комплекте цифровых географических карт и снимков, полученных с искусственных спутников Земли; комплекты материалов, построенные по хронологическому принципу (ленты времени);
А.А. Петрова24 Как ИИСС могут рассматриваться следующие ресурсы: виртуальные лаборатории или их циклы, моделирующие важнейшие изучаемые явления; сложные учебные интерактивные модели (например, интерактивная таблица Менделеева, композиционный разбор картины, трехмерная модель памятника архитектуры, атлас звездного неба, и проч.).
А.А. Петрова25 Критерии оценки качества ЭОР Традиционные Инновационные
А.А. Петрова26 Традиционные Соответствие программе обучения Научная обоснованность материала Соответствие единой методике (от простого к сложному…) Отсутствие фактографических ошибок, неэтичных компонентов… Оптимальность технологических качеств учебного продукта (полиграфия, СанПиНы)
А.А. Петрова27 Инновационные 1.Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: Получение информации Практические занятия Аттестация (контроль учебных достижений) 2.Интерактивность (активно-деятельностные формы обучения) 3.Возможность удаленного (дистанционного) полноценного обучения
А.А. Петрова28 Новые педагогические инструменты Интерактив; Мультимедиа; Моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качества объекта); Коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями); Производительность труда пользователя
А.А. Петрова29 Формы взаимодействия пользователя с ЭОР Условно-пассивные Активные Деятельностные Исследовательские
А.А. Петрова30 Условно-пассивные Чтение текста Просмотр деловой графики Прослушивание звука Просмотр изображений Восприятие аудиовизуальной композиции
А.А. Петрова31 Активные Навигация по элементам контента Копирование элементов контента в буфер Множественный выбор из контента Масштабирование изображения для детального изучения Изменение пространственной ориетации (поворот вокруг осей) Изменение азимута и угла зрения («поворот, и наезд камеры») Управление интерактивной композицией
А.А. Петрова32 Деятельностные Удаление/введение объекта в активное поле контента Перемещение объектов для установления иерархий Смещение объектов Составление определенных композиций Объединение композиций связями Изменение параметров, характеристик Декомпозиция/перемещение по уровням
А.А. Петрова33 Исследовательские Для таких форм контент ЭОР должен представлять собой интерактивную многосвязную аудиовизуальную среду с многомодельной поддержкой, близкой к виртуальной реальности
А.А. Петрова34 Практическое задание обсуждение ЦОРов 1.Выбрать ссылку под 1 2.Выбрать ЦОР 3.Изучить его назначение, форму взаимодействия для пользователя, подумать как применить на практике 4.Укажите свои данные, оцените ЭОР (ЦОР)
А.А. Петрова35 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Далее