Повышения общей правовой грамотности Знакомство с законодательством, правами, государственными программами Знакомство с государственными организациями и учреждениями Подготовка детей к правильному общению в различных организациях. Формирование правильного представления о своих правах и обязанностях Правовая и социально-психологическая адаптация к статусу инвалида с детства Четкое осознание не только своих прав, но и реальных возможностей. Подготовка детей с нарушением слуха к жизни в среде слышащих и общению с ними в правовых рамках.
трудности при переходе на обучение профессии трудности при трудоустройстве нереализованные возможности сложное принятие жизненных изменений, нововведений сложное вливание в самостоятельную жизнь трудности в общении по всем направлениям правонарушения
не налажена система правового всеобуча отсутствие в СМИ рубрик, статей на правовую тему для родителей и детей слабая связь, отсутствие систематической работы с правоохранительными органами слабая связь с органами государственной власти и государственными учреждениями излишняя опека со стороны учителей и родителей слабая системы работы по профориентации традиционный тип мышления у педагогов отсутствие элективных курсов по гражданско - правовой тематике в рамках базисного учебного плана отсутствие современных компьютерных технологий
Контингент учащихся : дети с нарушением слуха, в том числе дети - инвалиды – 85%, в том числе дети - сироты, а также лица из их числа в возрасте от 18 до 23 лет
знать закон, уметь защищать свои права, осознавать свои права и нести ответственность за свои поступки, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, творчески мыслить, быть коммуникабельным, грамотно работать с информацией, четко осознавать, где и каким образом конкретные знания могут быть применены, уметь принимать самостоятельные взвешенные решения, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, быть терпимым, обладать компьютерной грамотностью.
Все э то в озможно, е сли в ыпускник : получит к ачественное о бразование станет у дачливым в л ичной ж изни станет у спешным в к арьере
подготовить выпускника для поступления в учреждения профобразования подготовить к самостоятельной жизни в условиях рынка развивать коммуникативные навыки развивать лидерские навыки поведения подготовить к ответственной, осмысленной жизни научить строить достойную жизнь развивать социальную активность научить общаться в правовом поле формировать ценностные установки формировать демократический уклад жизни
Уроки в рамках школьной программы Воспитательские часы на правовые темы Отдельные общешкольные мероприятия Стенды
Тематические уроки по теме « Деловое письмо » Выпуск информационно – иллюстративных стендов « Почта » и « Учреждения и документы » Беседы об истории почты Беседы об истории делового письма Обучение учащихся оформлению и написанию телеграмм почтовых бланков : конверт ( адрес отправителя и адрес получателя ), поздравительная открытка, почтово - денежный перевод, бланки на посылку и бандероль Обучение написанию деловых документов : заявление, объяснительная записка, расписка, доверенность, объявление Школьная олимпиада « Мы - юные деловые люди » Выпуск информационно – иллюстративных стендов « Почта » и « Учреждения и документы » Создание портфолио делового человека « Из школы – во взрослую жизнь » для учащихся 11 класса. Заключительный общешкольный урок « Мы – юные деловые люди » с использованием презентаций « Почта. Путь письма » и « Учреждения и документы ». Подведение итогов : вручение грамоты призов победителям олимпиады, вручение портфолио делового человека учащимся 11 класса.
урок - инсценировка « Почта » урок - беседа « История почты », « История деловых бумаг », « Деловое письмо » урок - панорама « Документы, бланки, учреждения » урок - практикум « Я пришёл в учреждение …» урок – лекция « Роль деловых бумаг в жизни современного человека »
Повышение интереса к праву, повышение уровня правовой грамотности Формирование гражданско - правовой культуры учащихся Формирование культуры деловых отношений. Формирование активной жизненной позиции Развитие социальной активности учащихся Доступ к интеллектуальным ресурсам Удовлетворение индивидуальных образовательных интересов Развитие интеллектуальных способностей, повышение интеллектуального уровня Создание условий для реализации творческого потенциала детей Создание условий для самовыражения, самореализации, проявление индивидуальности школьника и взрослого, развитие учебного процесса на демократических началах Предупреждение правонарушений Адаптация выпускников к современной жизни
п/п ТемаОсновные вопросыВиды деятельности 1Официально -деловой стиль 1.Основные функции официально- делового стиля 2.Лексико-фразеологические грамматические и синтаксические особенности официально-делового стиля речи 1.Лекция – лексика, присущая официально-деловому стилю (накопление словаря и закрепление с каждым последующим годом) (5-9 кл.) 2.Орфоэпические упражнения 3.Составление словосочетаний и предложений 2Разновиднос ти жанра официально- делового стиля 1.Законодательный 2.Дипломатический 3.Деловой подстили Составление таблицы жанров и плана- схемы (печатный лист) 3Адрес1.Домашний адрес 2.Адрес школы 3.Адрес друга 4.Адрес кого-либо из родственников 5.Почтовые правила оформления адреса 1.Урок развития речи 2.На уроке русского языка при выполнении тренировочных упражнений 4Поздравлени е Письменные поздравления: 1.С Днем рождения 2.С Днем учителя 3.С Новым годом 4.С Днем защитника Отечества 5.С 8 марта 6.С Днем победы 1.Уроки рисования 2.Воспитательские занятия: -составление личного поздравления -официальные и частные этикетные обращения Тематическое планирование курса « Деловое письмо »
5Приглашен ие 1.Личные приглашения 2.Официальные приглашения как жанр деловой бумаги 1.Составление клише для пригласительного билета по основным структурным признакам 2.Игра-тренинг «Приглашение» 3.Практические занятия по составлению приглашения и оформления его в Microsoft Word 6Почта, телеграф 1.Почтовый денежный перевод 2.Бланк на посылку или бандероль, опись, извещение 3.телеграмма 1.Словарная работа по теме 2.Практические упражнения по усвоению правил написания текста телеграммы 3.Сюжетно-ролевые игры по теме «Почта» 4.Экскурсии на почту, телеграф 5.Презентации 7Письмо1.Личное письмо. Примерный план личного письма, его характерные черты 2.Деловые (служебные) письма, композиционные части Уроки русского языка и развития речи 1.Упражнения сравнительно- аналитического характера 2.Знакомство с письмами великих людей 3.Составление письма определенного вида Олимпиада, семинары и контроль 8Объявлени е 1.Объявление официальное 2.Объявление частное 3.Объявление рекламное 4.Объявление-приглашение 1.Составление объявлений 2.Конкурс объявлений 3.Выпуск газеты рекламных объявлений 4.Составление объявления-приглашения и оформление его в Microsoft Word 9Реклама1.Основное понятие, цели и задачи рекламы 2.Современные средства рекламы 3.Реклама и рекламное объявление 1.Элементы лекции 2.Редактирование реклам и рекламных объявлений 3.Создание собственной рекламы
10Объяснительна я записка Содержание. Логическая схема и основные реквизиты. Практические упражнения: 1.Исправить ошибки 2.Добавить недостающие реквизиты 3.Составление объяснительной записки и оформление в приложении Microsoft Word 11ЗаявлениеТипы и виды заявлений Структурная схема заявления 1.Составление карточки-информатора «Заявление» 2.Составление копилки речевых штампов по теме «заявление» 3.Оформление заявления в Microsoft Word 12Расписка1.Расписка как деловой вид бумаги 2.Структурные элементы и стилевые требования к составлению расписок 1.Выполнение практических упражнений 2.Составление расписок разного вида 13Доверенность1.Доверенность простая 2.Доверенность, заверенная нотариусом 1.Составление карточки-информатора «Доверенность» 2.Составление копилки речевых штампов по теме «доверенность» 3.Составление текста доверенности разного назначения 14Автобиография1.Понятие, виды (литературная и официальная) и их принципиальное отличие 2.Структурная схема автобиографии как делового документа, речевые штампы в официальной автобиографии 3.Речевые штампы в автобиографии 1.Практические упражнения по составлению автобиографии 2.Ролевая пресс-конференция по составлению автобиографии 15Резюме1.Резюме как жанр деловых бумаг 2.Резюме и автобиография: сходство и отличие 3.Характер и вид информации, включаемый в резюме 4.Примерный план резюме 1.Элементы лекции 2.Беседа сравнительно-аналитического характера 3.Составление собственного резюме и оформление его в приложении Microsoft Word
Учебные заведения ( порядок приема, общежитие, льготы, стипендия, дополнительные выплаты отдельным категориям ) ЗАГС ( заключение и расторжение брака, регистрация детей, установление отцовства ) Пенсионный фонд ( пенсия, доплаты, льготные лекарства, путевки, проезд, материнский капитал ) Соцзащита ( социальные выплаты, пособия, субсидии ) Налоговая инспекция ( льготы инвалидам, сиротам ) Нотариус ( доверенности, купля - продажа недвижимости, завещание ) Центр занятости ( безработный, постановка на учет, вакансии, обучение ) Почта, телеграф Полиция ( правонарушения, права, что делать, если …) Банки ( вклады, кредиты ) Страховые компании ( медицинский полис, страхование жизни и имущества )
Образцы написания различных деловых бумаг Образцы заполнения бланков учреждений
Порядок заключение и расторжение брака ( ЗАГС, суд ) Гражданский брак Регистрация детей, установление отцовства Алименты Права и обязанности супругов Имущество супругов Права и обязанности родителей Бюджет семьи ( зарплата, пособия, льготы, субсидии, домашняя бухгалтерия )
Страховой полис Правила посещения поликлиники Инвалидность ( МСЭ, Индивидуальная карта реабилитации инвалида, средства реабилитации )
Конституция Семейный кодекс ФЗ « Об образовании » ФЗ « О социальной защите инвалидов » ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » Устав школы Правила поведения школьника
знает закон, умеет защищать свои права, осознает свои права и несет ответственность за свои поступки, умеет принимать самостоятельные взвешенные решения, гибко адаптируется в меняющихся жизненных ситуациях, творчески мыслит, коммуникабелен, терпим, социально активен, уверен в себе, успешен в личной жизни и карьере грамотно работает с информацией, четко осознает, где и каким образом конкретные знания могут быть применены, умеет самостоятельно приобретать необходимые знания, обладать компьютерной грамотностью.