Условия глобальной конкуренции М.В. Ларионова Проректор, Директор Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ
Высокий уровень образования – личное конкурентное преимущество Уровень занятости в странах ОЭСР в зависимости от образовательного уровня (доля занятых людей в возрасте 25-64, данные за 2005 г.) Источник: Education at a Glance 2007, OECD Indicators
Уровень занятости населения России по образованию (удельный вес занятых в общей численности населения соответствующего уровня образования, %) Источник: Образование в Российской Федерации, 2006
Высокий уровень образования – личное конкурентное преимущество Уровень частных доходов от инвестиций в в образование (полное среднее и среднее профессиональное образование – ISCED 3/4 и высшее и послевузовское образование ISCED 5/6 ) Источник: Education at a Glance 2007, OECD Indicators
Высокий уровень образования – важное национальное конкурентное преимущество Образовательный уровень населения (население, имеющее как минимум высшее образование – в%, по возрастным группам) Источник: Education at a Glance 2007, OECD Indicators
Индекс развития человеческого потенциала (ИРПЧП) Источник: UNDP Human Development Report 2006 Россия 65 место - по совокупному ИРЧП 10 место - по уровню грамотности взрослого населения 33 место – по охвату населения начальным, средним и высшим образованием 59 место – по уровню жизни населения (ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности) Только 115 место – по средней ожидаемой продолжительности жизни
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) ГАТС - свод норм и положений, регулирующих применение странами членами ВТО мер в области торговли услугами. М еры включают законы, нормативные акты, административные правила и решения, касающиеся приобретения, оплаты или использования услуг либо присутствия иностранных поставщиков услуг. Действие положений ГАТС распространяется на государственные органы всех уровней, в том числе на неправительственные органы, при осуществлении делегированных им полномочий.
Обязательства: общие и специфические Принципы: доступа на рынок и режима наибольшего благоприятствования Способы предоставления услуг - трансграничное предоставление - потребление за границей - коммерческое присутствие - присутствие физических лиц
Способ поставки Объяснение Примеры Трансграничная поставка (способ 1) Через границу «перемещается» сама услуга (физическое перемещение потребителя не происходит). Дистанционное обучение «Виртуальные» университеты Обучающее программное обеспечение Корпоративный тренинг с использованием ИКТ. Потребление услуг за границей (способ 2) Перемещение потребителя в страну поставщика услуги. Студенты выезжают в другие страны для обучения. Коммерческое присутствие (способ 3) Присутствие поставщика в другой стране с целью оказания услуг (в форме коммерческого предприятия и т.п.). Открытие университета или кампуса Компании, предлагающие языковое обучение Частные компании, осуществляющие профессиональное обучение и тренинг Присутствие физических лиц (способ 4) Физические лица временно находятся в другой стране с целью оказания услуг. Профессоры, преподаватели и научные сотрудники, работающие за границей.
О граничения доступа на рынки - Ограничение числа поставщиков услуг; - Ограничение общей стоимости сделок по услугам или активов; - Ограничение общего числа операций с услугами или общего объема производства услуг; - Ограничение общего числа физических лиц, которые могут быть заняты в определенном секторе услуг или числа физических лиц, которых может нанять определенный поставщик услуг; - Меры, ограничивающие формы образования юридического лица или совместного предприятия, либо устанавливающие определенные формы, в которых поставщик может поставлять услугу; - Ограничения на участие иностранного капитала, либо ограничение общей стоимости индивидуальных или совокупных иностранных инвестиций.
Услуги в области образования услуги, предоставляемые между резидентами и нерезидентами в области образования, такие как курсы заочного обучения и обучение с помощью каналов телевидения или Интернета, а также физическими и юридическими лицами, предоставляемые непосредственно в принимающей стране. Подсектора образованияНомера КОП AУслуги начального образования921 BУслуги среднего образования922 CУслуги высшего образования923 DУслуги образования для взрослых924 EДругие образовательные услуги929
На 2007 г. из 151 страны члена ВТО, 60 стран приняли на себя те или иные обязательства по доступу на рынок и национальному режиму для поставщиков образовательных других стран-членов ВТО.
Уровень открытости сектора по странам – членам ВТО составляет 22%. Уровень полной открытости, то есть полностью снятые ограничения по доступу на рынок и национальный режим - 14 %. Снятие странами членами ВТО ограничений с оговорками первого уровня, то есть кроме ограничений горизонтальных обязательств, и (или) оговорками второго уровня специфическими для данного сектора образовательных услуг - 8 %.
«Уровень полной открытости по сектору» - снятие ограничений всеми странами-членами ВТО (ГАТС) по всем подсекторам образования и всем способам поставки как для доступа на рынки, так и национального режима. 151С * 5S * (4+1) SM * 2R = 7550 единиц где 151С – 151 страна-член, 5S – пять подсекторов, (4+1) SM – четыре способа поставки с разделением на два подтипа по коммерческому присутствию физических лиц, 2R – два режима – доступ на рынок и национальный режим. Коммерческое присутствие физических лиц разделяется на подтипы, обычно оговариваемые в горизонтальных обязательствах: внутрикорпоративные переводы (Intra-corporate transfers (ICT) и лица, прибывающие с деловыми целями (Business visitors (BV), к которым, как правило, применяются одинаковые условия; а также лица, оказывающие услуги по контракту (Contractual service suppliers (CSS).
Уровни снятия ограничений (а) – нет ограничений (none) (ограничения полностью сняты – no limitations) (в) – нет ограничений, кроме (ограничения сняты, кроме некоторых оговорок – none, except), сюда же согласно рекомендации относятся случаи, когда ограничения сохраняются, кроме отдельных мер (сохраняются, кроме – unbound, except) (c ) – ограничения сохраняются, то есть страна – член свободна дискриминировать иностранных поставщиков услуг (unbound) (d) – ограничения сохраняются ввиду технической (физической) невозможности их снятия (unbound*) (e) – особые случаи, когда, по сути, сохраняются ограничения, но при этом прописываются конкретные условия, к которым они применяются (special cases)
Структура обязательств по сектору образования: графики стран-членов ЕС
Сравнение уровня открытости стран-членов ЕС по подсекторам образования
Структура обязательств по сектору образования: сравнение позиций развитых стран по уровню открытости сектора
Сравнение уровня открытости развитых стран по подсекторам образования
Структура обязательств по сектору образовательных услуг: графики стран с переходной экономикой
Сравнение уровня открытости по подсекторам образования стран с переходной экономикой
Структура обязательств по сектору образовательных услуг: графики развивающихся стран
Сравнение уровня открытости по подсекторам образования для развивающихся стран
Структура обязательств по сектору образовательных услуг: графики наименее развитых стран
Сравнение уровня открытости по подсекторам образования для наименее развитых стран
выводы Повышение спроса на национальном и международном рынке Усиление конкуренции на национальном и международном рынке Сохранение высокого уровня закрытости сектора для стран с высоким уровнем дохода Образование для взрослых и высшее образование – наиболее открытые подсектора Второй тип поставки – наименее связан ограничениями Четвертый тип поставки – наиболее закрытый Третий тип поставки – введение оговорок второго порядка Новые формы сотрудничества на международном и национальном уровне