(Конфликты и способы их разрешения)
Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.
каждый имеет право отказаться что-либо делать; каждый имеет право быть выслушанным: пока один говорит, все его слушают; каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике при этом. Плохих мнений не существует; каждый имеет право во время игры выйти и вернуться; если я говорю, то говорю только за себя. Я избегаю слов типа «он думает, что», «мы думаем», «я хотел бы сказать за него»; не говорят о том, кто сейчас отсутствует.
Модель конфликта Конфликтная ситуация Инцидент Конфликтное взаимодействие Разрешение конфликта Конструктивное Деструктивное
Попробуйте установить причину конфликта. Конфликт – это не повод оскорблять или стараться задеть другого. В конфликте держитесь существа разногласий, не пытайтесь сразу выявить все проблемы. Ищите компромисс. Избегайте детского упрямства, откровенного эгоизма – это приведет к большим разногласиям. Проявите мужество признать ошибку, если Вы ее допустили.
Конкуренция – «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Компромисс – «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть». Сотрудничество – «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть». Избегание – «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него» Приспособление – «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
1. Вступая в дискуссию, постарайтесь начать с комплиментов. 2. Соблюдайте чужое персональное пространство. 3. Для конструктивного спора главное – спокойствие. 4. Выбирая роль, Вы определяете направление и исход разговора. 5. Помните: только дураки не меняют своего мнения.
6. Не руби с плеча, или никогда не говори «никогда». 7. «Что делать?» или «кто виноват?» - это принципиально. 8. Не сбрасывайте со счетов эмоциональную привлекательность своих аргументов. 9. В споре не должно оставаться проигравших.
Снижающие напряжениеПовышающие напряжение 1. Предоставление партнеру возможности выговориться Перебивание партнера 2. Вербализация эмоционального состояния (своего, партнера) Игнорирование эмоционального состояния (своего, партнера) 3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений и т.д.) Подчеркивание различий между собой и партнером. 4. Проявление интереса к проблемам партнера Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.
5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах Принижение партнера, негативная оценка личности партнера. 6. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации. Поиск виноватого и обвинение партнера. 7. Обращение к фактамПереход на личности. 8. Спокойный, уверенный темп речи. Резкое убыстрение темпа речи. 9. В случае Вашей неправоты немедленное ее признание Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее. 10. Поддержание оптимальной дистанции, установление контакта с глазами оппонента. Избегание пространственной близости.
Терпения и мудрости в разрешении конфликтных ситуаций. В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему.