Грибанова Ольга Михайловна учитель МОУ «Русановская основная общеобразовательная школа»
1. Словарь. Основные понятия темы. Компетентность. ИКТ-грамотность. 2. Этапы работы с информацией. 3. Факторы, влияющие на уровень ИКК учащегося. 4. Содержание ИКК. 5. Показатели ИКК хорошо успевающего учащегося средней школы. 6.Формирование ИКК компетенции в школе. Презентации как основной вид деятельности. Правила создания презентации. Принципы создания презентации.. Составление электронных презентаций учащимися - один из видов домашнего задания. Кластеры как способ формирования ИКК учащихся. 7. Выводы
Смещение акцента с усвоения значительных объемов информации на овладение способами непрерывного усвоения новых знаний; Освоение навыков работы с любой информацией, формирование навыков критичного мышления.
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Компетенция общая готовность установить связь между знанием и ситуацией, сформировать процедуру решения проблемы; образовательная компетенция - готовность обучаемого использовать усвоенные знания, умения и навыки при решении практических задач (в том числе, в сфере учебной деятельности).
ИКТ-грамотность это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе
1.Под ИКТ -компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ -грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
В понятие информационно-коммуникативной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
понимание системного образования как один из процессов происходящих в глобальной информационной паутине, т.е. невозможность выключения системы школьного образования из современного мира; ученик свободно входит в систему получения информации и получает базовые навыки обработки полученной информации; воспитание и формирование индивидуальных способностей к анализу, т.е. творческому подходу восприятия информации; воспитание и обучение навыкам получения, хранения и последующего использования информации.
Следует отметить и влияние на уровень ИКТ - компетентности факторов, связанных с поведенческой активностью учащегося. Например, довольно ярко проявляют себя в этом отношении посещаемость учащимися уроков и своеобразие их досуговой деятельности. образовательное учреждение; деятельность преподавателя информатики; социально-демографические факторы; различные аспекты учебной деятельности и досуга.
Определение (идентификация) Определение (идентификация) Доступ (поиск) Управление Сообщение (передача) Сообщение (передача) Интеграция Оценка Создание
Определение (идентификация) Умение точно интерпретировать вопрос Умение детализировать вопрос Нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде Идентификация терминов, понятий Обоснование сделанного запроса Доступ (поиск) Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки) Формирование стратегии поиска Качество синтаксиса УправлениеСоздание схемы классификации для структурирования информации Использование предложенных схем классификации для структурирования информации ИнтеграцияУмение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию ОценкаВыработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям Умение остановить поиск
СозданиеУмение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы Умение обосновать свои выводы Умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов Сообщение (передача) Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда) Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав) Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу. Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения
При выполнении таких домашних заданий учащиеся осваивают работу с компьютером, причём в одной из самых распространённых сейчас программ РР, учатся выбирать главное, кратко выражать свою мысль.
Оптимальный объем Доступность Разнообразие форм Учет особенности восприятия информации с экрана.
В результате представленных мною приемов работы на уроках истории, географии и биологии у учащихся формируются ключевые компетенции, предъявляемые Государственными стандартами образования: умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме; умение работать в группе; умение находить информацию в различных источниках; коммуникативная компетентность; осознание полезности получаемых знаний и умений
Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.
Выработка подлинной информационной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере.
ИКТ–компетентность это общешкольное умение. Наша общая задача сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ - компетентности); формированию ИКТ - компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.). Учитель должен уметь формировать информационно- образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.
Умения и навыки, составляющие структуру ИКТ -компетентности обучающихся можно формировать на уроках любых предметов, во внеурочное время. Большое значение в обучении приобретают навыки работы с источниками информации, навыки оценки, управления, интеграции, создания информации
Собкин, В.С., Адамчук, Д.Н., Руднев, М.Г. «Анализ факторов, влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ» Образовательный портал RusEdu Семёнов, А.Л. Качество информатизации школьного образования. Структура, уровни, способы оценки ИКТ- компетентности Методика тестирования ИКТ -компетентности учащихся... uchaschikhsja /005-IKT-kompetentnost- obuchajuschikhsja.html