Преемственность между ступенями школы как условие получения нового образовательного результата Презентация программы эксперимента РАО и ОС «Школа 2100»
2 Зачем нужен эксперимент? (актуальность темы)
3 ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное ОТ ШКОЛЫ ТРЕБУЕТСЯ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ! Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой результат мы умеем получать? ФЕД.ГОС.ОБР.СТАНДАРТ (проект гг.) «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиальная новизна? Можно ли старыми методами получить новый результат?
4 Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? (сравните свое мнение с мнением более 40 аудиторий родителей и учителей в роли родителей, с которыми встречались авторы «Школы 2100») Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье … Что об этом говорят родители?
5 Предметные результаты знания умения, опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерант- ность Проект ФГОС (гос.стандарта): что такое НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения
6 ЧТО МЕШАЕТ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (4 класс) PIRLS «Изучение качества чтения и понимания текста» Россия – 1-е место в мире ОСНОВНАЯ ШКОЛА (8-9 классы) PISA Умение читать и извлекать информацию Россия – 40-е место в мире
7 Многие педагоги по-прежнему нацелены на старый результат:
8 ЧТО МОЖЕТ МЕШАТЬ НОВОМУ РЕЗУЛЬТАТУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ? Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания Приказы администрации Но даже в такой ситуации учитель, ведущий все предметы, это все пересилит и этот «воз» вытащит!
9 ЧТО МЕШАЕТ НОВОМУ РЕЗУЛЬТАТУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ? ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК «В началке учили не тому, что я хочу!»
10 При движении к «образовательному результату» существует две парадигмы: развивающая и формирующая. Какая из них подходит для «нового результата»?
11 Как менялись требования к образовательному результату? Школа зубрежки (Сред.века) Школа объяснения (Я.А. Коменский) «ИСТИНЫ»ЗНАНИЯ Количество информации стало удваиваться каждые 10 лет «А мы это не проходили!» ? Бизнес на Западе: «Школа учит не тому, что нужно!» ? ВПК в СССР: «Забудьте чему, вас учили в школе»
12 Как в истории менялись требования к образовательному результату? Школа зубрежки Школа объяснения (Я.А. Коменский) Школа развития (Л.С. Выготский) «ИСТИНЫ»ЗНАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
13 На какие вопросы надо дать новые ответы, чтобы получить НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ? 1. Зачем учить? (Цель) 1. Надо подробно описать новый результат, ответив на вопрос: Зачем учить? (Цель) Надо подобрать средства получения нового результата, ответив на вопросы: 2. Чему учить? (Содержание) 3. Как учить? (Технологии, методики) НАДО ИЗМЕНИТЬ ВСЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ!
14 Новый результат определяет не один педагог, а вся ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ Педагог, учебник ОцениваниеВнеклассная жизнь Одноклассники
15 Как же школе получить новый образовательный результат? 1. Создать КОЛЛЕКТИВ единомышленников 2. Внедрить новые образовательные ТЕХНОЛОГИИ От «наставника» к «помощнику» 3. Обеспечить ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ целей и средств от 1-го до 11-го класса Опыт подобной перестройки и организации непрерывного образовательного процесса имеется в Образовательной системе «Школа 2100».
16 Цели, задачи и участники эксперимента
17 Цели эксперимента Педагогическая цель: Функционально-грамотные выпускники Цель эксперимента: - обеспечение непрерывного образовательного процесса при изучении предметов русский язык, литература, история, природоведение, биология, география; - получение нового образовательного результата.
18 5) Проведение в школах-экспериментальных площадках комплексной диагностики уровня развития общеучебных умений (УУД) при переходе из начальной школы в основную. Задачи эксперимента 1) Внедрение в школах-экспериментальных площадках алгоритма организации преемственности начальной и основной школы в условиях принятия педагогами общих целей, использования единого комплекта учебников и единых образовательных технологий. 4) Создание и апробация комплексной диагностики уровня развития общеучебных умений (УУД) при переходе из начальной школы в основную (исполнители - авторы «Школы 2100») 2-3) Апробация в школах-экспериментальных площадках системы развития общеучебный умений (универсальных учебных действий - далее УУД) учащихся как целевых ориентиров образовательного процесса при переходе из начальной в основную, и из основной в старшую школу
19 11 регионов: Башкортостан, Иваново, Кострома, Краснодар, Мордовия, Псков, Ростов, Санкт- Петербург, Татарстан, Чувашия, Ярославль Участники эксперимента РАОМПСИУМЦ и авторы ОС «Школа 2100» ИПК: координатор, группа методистов Школы- экспериментальные площадки: 4 классы уч.г. «Предметники» ср.шк. Контрольные классы -4 кл уч.г. -по «Школе 2100» -без преемственности группы учителей предметников др.школ
20 Гипотеза эксперимента ИПК: координатор, группа методистов Школы-ЭП: 4-е классы уч.г. Контрольные классы -4-е кл уч.г. по «Школе 2100» - НО без преемственности! ННО О Диагностика общеуч. умений Целенаправленная организация преемственности - принятие педагогами начальной и основной школы общих целей, использования единого комплекта учебников и сквозных образовательных технологий обеспечит более высокий уровень развития общеучебных умений – как центрального показателя нового образовательного результата (метапредметные результаты)
21 Этапы эксперимента (содержание и результаты)
22 1. этап: (май 2008г. - май 2009г.) - организационно-подготовительный Содержание: Подготовка педагогов школ экспериментальных площадок к переходу 4-х классов в основную школу в условиях реализации преемственности по Образовательной системе «Школа 2100»: реализация первых шагов алгоритма преемственности - согласование педагогами единых целей и технологий (обучение) Результат: 1. Годовые отчеты внутришкольных метод.объединений и регионального межшкольного метод.объединения 2. Получение школами сертификатов «экспериментальная площадка РАО» 3. Проведение диагностики уровня развития УУД на выходе из нач.школы в 4 классах (экспериментальных и контрольных)
23 2. этап: (июнь май 2010г.) – внедренческий, переход в ср.школу Содержание: Переход экспериментальных групп из начальной в основную школу в условиях организации преемственности по Образовательной системе «Школа 2100» Полная реализация алгоритма преемственности в каждой школе-экспериментальной площадке – адаптация 5-классников в средней школе. Результат: 1. Диагностика уровня развития общеучебных умений (УУД) учеников 5-го классов, сравнение динамики экспериментальных и контрольных классов 2. Открытые итоговые семинары по преемственности в каждой школе-участнице эксперимента (для других школ) 3. Представление первых результатов (письма, конференции, статьи в прессе)
24 3. этап:сентябрь 2010г. - август 2011г. - констатирующий этап Содержание: Переход экспериментальных групп в 6-й класс, работа педагогических коллективов над развитием общеучебных умений (УУД) соответствующих данному возрасту Диагностика образовательного результата для 5-6 классов. Результат: 1.Проведение диагностики уровня развития УУД в 6 классах сравнение динамики контрольных и экспериментальных классов, формулирование выводов по гипотезам эксперимента. 2.Организация сетевого общения участников эксперимента из разных регионов. 3.Итоговый семинар-конференция в каждом регионе участнике эксперимента 4.Итоговая конференция в Москве и представление результатов эксперимента (статьи, выступления в РАО и т.п.)