МОУ«СОШ 50» г. Магнитогорск 2010 г. Подготовила: Серебрякова Л. В.
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии ребёнка.
(ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо); незрелость эмоционально-волевой сферы ; (ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо); его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость; нарушения внимания : его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость; ( затруднение построения целостного образа: например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе); нарушение восприятия ( затруднение построения целостного образа: например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе); ( дети с ЗПР значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал); особенности памяти ( дети с ЗПР значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал); темпы развития речи; ( оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление). отставание в развитии всех форм мышления ( оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление).
не загружайте нас скучной и нудной работой; старайтесь реже говорить нам «нет», «нельзя», «прекрати»; не манипулируйте, пожалуйста, нашими чувствами, не унижайте нас; Дорогие взрослые! Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:
Больше жизни! Больше динамики! Больше динамики! Мы всё можем!!! Мы всё можем!!! ЗАПОМНИТЕ!!! И похвала, и порицание действуют на нас сильнее, чем на других.
Дети активные существа... А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, «Дети активные существа... А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем,. напоминает о последствиях, которая грозит пальцем,. напоминает о последствиях, читает морали, читает морали, а такую, которая организовывает и организовывает и направляет их деятельность.» направляет их деятельность.» Н. Амонашвили
1. Адаптация содержания обучения познавательным возможностям детей. (по объёму и характеру материала). В каждом человеке солнце, Только дайте ему светить. Сократ.
объяснение на предметно-наглядной основе; объяснение на предметно-наглядной основе; формирования новых понятий, умений и навыков на основе живого созерцания и восприятия; формирования новых понятий, умений и навыков на основе живого созерцания и восприятия; варьирование наглядного материала (нач. классы); варьирование наглядного материала (нач. классы); условно-графические изображения (старшие классы) должны помогать в аналитико- синтетической деятельности (обобщение; сравнение, группировка, перегруппировка). условно-графические изображения (старшие классы) должны помогать в аналитико- синтетической деятельности (обобщение; сравнение, группировка, перегруппировка).
более медленные темпы изложения, объяснения; более медленные темпы изложения, объяснения; длительное время на рассмотрение наглядности; длительное время на рассмотрение наглядности; пауза между вопросом и ответом для осмысления вопроса; пауза между вопросом и ответом для осмысления вопроса; даётся больше времени для. практических заданий. даётся больше времени для. практических заданий.
Используетсяприёмассоциации
постепенное увеличение доли самостоятельности учащихся; постепенное увеличение доли самостоятельности учащихся; переход от расчленённости к целостности восприятия; переход от расчленённости к целостности восприятия; постоянное сокращение наглядности; постоянное сокращение наглядности; постоянное нарастание объёма урока. постоянное нарастание объёма урока.
7. Регулярная смена ведущего анализатора.
Физминутки, динамические паузы. Речевые разминки (проводятся в начале урока, на уроках, во внеурочное время, при проведении самоподготовок). Цель. Отработка правильного произношения терминов, понятий. Русский язык. Проговаривание отдельных слов, трудных для произношения, правил, терминов, разделов. Математика. Проговаривание терминов, выводов, правил, названий инструментов, измерительных приборов, мер, геометрических фигур, тел, названий действий и их компонентов, чтение примеров и т. д. История. Проговаривание дат, названий государств, городов, название войн и других исторических терминов. География. Проговаривание географических названий, терминов, понятий, названий инструментов и приборов. Биология, химия, физика. Проговаривание терминов, понятий, правил, трудных слов, чтение задач, упражнений. ИЗО, черчение. Проговаривание названий инструментов, красок, видов работ, терминов, проговаривание плана предстоящей или проделанной работы. Физическая культура. Проговаривание спортивных терминов, названий инвентаря, видов упражнений, названий видов спорта. Трудовое обучение. Проговаривание названий инструментов и материалов, операций, изделий, видов работ, названий профессий, проговаривание плана предстоящей или проделанной работы
Культура педагогического общения: избегать раздражительного тона и однообразных замечаний. Смена видов деятельности. Утвердительная (разрешительная) форма требований педагога к ученику. Своевременное поощрение. Атрибуты, стимулирующие деятельность школьника (флажки, раскрашивание обложки и т.п.) Занимательность. Разумное сочетание словесных и наглядных средств. Игра как эмоциональный стимул. Применение проблемно-поисковых стимулов. Использование эмоционально-образного стимула на уроке. Соревнование. Своевременное окончание урока.
9. Индивидуальный и дифференциро- ванный подход.
ю