Выделение. Мочевыделительная система Урок биологии в 8 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выделение. Мочевыделительная система Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока? ЛОХАНЬПИРАМИДА ПОЧКИ ЧАШКА.
Advertisements

Выделение. Мочевыделительная система. Этапы обмена веществ Н2ОН2ОСО 2 Мочевина Соли Поступление веществ Н2ОН2ОСО 2 Внутриклеточный обмен Из жиров и углеводов.
Органы выделения. Учитель биологии Раскаткина Вера Юрьевна.
Органы выделения. Строение и работа почек. Учитель биологии МБОУ СОШ 1 г. Зубцова Папсуева Светлана Владимировна.
МОУ Пальниковская средняя общеобразовательная школа УРОК ПО ТЕМЕ: «Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний» Составитель:
Выделительная система. Выделение - это процессы удаления из организма веществ, образующихся при обмене веществ.
Тема: «Выделительная система» Задачи: Изучить особенности строения, функции и гигиену органов выделительной системы.
«Мочевыделительная система». Сформировать знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; Раскрыть значение выделения из организма.
Выделение. Мочевыделительная система Урок подготовлен Лебедевой Т.И. учителем биологии МОУ СОШ с.Пышлицы Шатурского района Московской области.
Тема урока: «Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний». УчительМОУСОШ1 с.Александров-гай Хамитова Г.М.
Органы выделения. Выделение продуктов обмена CO 2 и пары Н 2 О – через легкие. Н 2 О и избыток солей – через кожу. Основная часть вредных веществ – через.
Тема: Выделение Урок: «Система органов выделения. Строение, функции. Конечные продукты обмена веществ» Выполнила: Савина Н.Б., учитель биологии МБОУ СОШ.
«Мочевыделительная система». Цель урока: Сформировать знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; Раскрыть значение выделения.
Что такое выделение? Выделение – это удаление из организма ненужных соединений, образующихся в процессе обмена веществ. Какие органы относятся к органам.
Мочевыделительная система. Мочевыделительная система. «Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний». «Строение и функции мочевыделительной.
На дом: § 40 Пименов А.В Глава VIII. Выделение Тема: Органы выделения Задачи: Дать характеристику выделительным процессам и изучить строение мочевыделительной.
{ Мочевыделительная система Автор: Кокшаров Егор Витальевич, МАОУ СОШ 112, г.Пермь.
Мочевыделительная система Автор: Морозова И.О. МОУ СОШ 29 «Университетская»
Строение и функции органов мочевыделительной системы Органы выделения организма.
§ 39. Строение и функции почек 8 класс биология. § 38. Витамины Вопросы Витамины – органические вещества, необходимые для образования ферментов. Почему.
Транксрипт:

Выделение. Мочевыделительная система Урок биологии в 8 классе

Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока? ЛОХАНЬПИРАМИДА ПОЧКИ ЧАШКА

Сегодня на уроке мы… Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке. Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной. Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.

Этапы обмена веществ Н2ОН2ОСО 2 Мочевина Соли Поступление веществ Н2ОН2ОСО 2 Внутриклеточный обмен Из жиров и углеводов Из белков Выделение продуктов обмена

Выделение веществ за сутки из организма человека (по Старлингу и др.) Название органа Вода Углекис- лый газ Твердые вещества Кожа 700 – 900 г4 – 6 л7 – 9 г Почки 1500 г30 – 50 см 3 60 – 65 г Легкие 500 г450 – 500 лНет

Эволюция выделительной системы животных

Строение мочевыделительной системы ПОЧКИ МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ МОЧЕТОЧНИКИ МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ МОЧЕВЫВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ МОЧЕОБРАЗУЮЩИЙ ОРГАН

Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам. ТЕКСТ: У человека ? почки. Расположены они на уровне ?, с обеих сторон ?. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ? почка напоминает боб. Величина ? – с кулак человека. ? – г, длина – см, ? – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. ? - трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю. Мочевой пузырь ? орган, ? мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами? ПОЧКИ МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ МОЧЕТОЧНИКИ МОЧЕИСПУСКА- ТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ СЛОВАРИК: объемом, две, форме, почки, Мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.

У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – г, длина – см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю. Мочевой пузырь непарный орган, объемом мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

Словесные пропорции Образец: Орган : система органов = ? : ткань Ответы для выбора: организм, особь, клетка, органоид Решите предложенные пропорции, используя слова-подсказки: трубочки, почки, кожа, моча, выделение. (Не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова) 1.мочевой пузырь : мочевыводящий орган = ? : мочеобразующий орган 2.легкие : углекислый газ = почки : ? 3.мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ? почки моча трубочки

Строение почки Плотная оболочка Пирамидки мозгового слоя Корковый слой Мозговой слой Малая почечная чашка Лоханка Большая почечная чашка Почечная артерия Почечная вена Мочеточник

Микростроение почки

Уберите лишнее 1.Извитой каналец 2.Петля 3.Лоханка 4.Собирательная трубочка 1.Капиллярный клубочек 2.Мочеточник 3.Извитой каналец 4.Капсула

Извитой каналец Капиллярная сеть канальца Почечная капсула Собирательная трубочка Капиллярный клубочек Какими номерами обозначены части нефрона: ОТВЕТЫ: 2,1,4,5,3

Работа нефрона

Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности. 1.Мочевой пузырь 2.Мочеточники 3.Лоханка 4.Почечные чашки 5.Мочеиспускательный канал ОТВЕТ:4,3,2,1,5

Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа? 1500 литров 150 литров 1,5 литра ОТВЕТ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной.

Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу.

Функции почек Осмыслите факт: при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней. Объясните: а) Какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из окружающей среды не поступали? б) Какие функции выполняют почки? Функции почек: 1) выделительная (выводят избыток воды, солей); 2) защитная (выведение токсических соединений) 3) участвуют в поддержании гомеостаза. 4) Образуют биологически активные вещества, 5) Участвуют в регуляции артериального давления, 6) Стимулируют образование эритроцитов.

Причины заболевания почек Осложнение после ангины, гриппа, скарлатины, кариеса Восходящие инфекции при несоблюдении правил гигиены Переохлаждение (особенно поясничной части) Переедание; мясо, острые продукты, алкоголь Ядовитые вещества (в т.ч. алкоголь, компоненты табачного дыма, некоторые лекарственные препараты и др.)

Сравните анализ мочи здорового и больного человека Общий анализ мочи Цвет – соломенно- желтый Глюкоза – отсутствует Белок – отсутствует Эпителий – следы Эритроциты- 0-3 в поле зрения Лейкоциты – 0-3 в поле зрения Слизь – нет Бактерии – нет Цвет – желтый Глюкоза – отсутствует Белок – следы Эпителий – следы Эритроциты – 3-6 в поле зрения Лейкоциты - занимают все поле зрения Слизь – есть Бактерии – много Заключение :

Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения Они как два больших боба На связках закрепились, У позвоночного столба Уютно разместились. Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки. Проходит кровь через нефрон, Каналец здесь решает, Чему вернуться в организм, А что он удаляет. Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже: Беречь должны не только честь, Но наши почки тоже.

Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока? ЛОХАНЬПИРАМИДА ПОЧКИ ЧАШКА

Закрепление изученного материала 1.Структурная единица почки называется: А- долька, Б- лоханка, В- нефрон, Г- кора. 2. Образование вторичной мочи происходит: А- в мочевом пузыре, Б- в почечном канальце, В- в капиллярах почки, Г- в почечной вене. 3. В почке человека нефронов содержится: А- 5000, Б- 1000, В , Г- 1 млн.

4. В состав нефронов не входит: А- капиллярный клубочек, Б- капсула, В- почечная лоханка, Г- почечный каналец. 5. Наличие какого вещества в моче свидетельствует о заболевании: А- белка, Б- мочевины, В- мочевой кислоты, Г- соли аммония. 6. Какой орган не относится к мочевыделительной системе? А- почки, Б- печень, В- мочеточники, Г- мочевой пузырь.

Итог урока. Домашнее задание. 1. Изучить § 42 учебника. 2. Рассмотреть рисунки В рабочей тетради вопросы

Рефлексия Красный цвет карточки означает, что урок очень понравился, во время урока не покидало хорошее настроение. Красный цвет карточки означает, что урок очень понравился, во время урока не покидало хорошее настроение. Желтый цвет - урок прошел спокойно, незаметно. Ничто в уроке особенно не волновало, но вы удовлетворены уроком. Настроение спокойное, ровное. Желтый цвет - урок прошел спокойно, незаметно. Ничто в уроке особенно не волновало, но вы удовлетворены уроком. Настроение спокойное, ровное. Синий цвет - чувство полной неудовлетворенности уроком, настроение уныния и горечи. Синий цвет - чувство полной неудовлетворенности уроком, настроение уныния и горечи.

Желаю удачи!