Сенсорные системы И только аромат цветущих роз – Летучий пленник, запертый в стекле,- Напоминает в стужу и мороз О том, что было на земле. Свой прежний блеск утратили цветы, но сохранили душу красоты но сохранили душу красоты В. Шекспир Море ощущений в океане жизни или Автор : Балашова Вера Михайловна, учитель биологии, МОУ « Иловай - Дмитриевская СОШ ».
« Щупальца » мозга – излишество или необходимость ? С помощью каких органов происходит восприятие и обработка информации, поступающей из окружающей среды ? Биология Учащиеся 8 класса
Реализация проекта осуществляется в рамках курса биологии в теме «Сенсорные системы». Проект позволяет развить : коммуникативные навыки учащихся; практические умения учащихся; умение обработать информацию, выбранную из различных источников в ходе выполнения исследовательских работ. Выводы, сделанные каждой группой позволят - прийти к ответу на основной вопрос темы «Щупальца» мозга - излишество или природная необходимость; подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Аннотация проекта
Дидактические цели проекта Ф ормирование Компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; Представления об организме как едином целом; Представления о связи между воздействием условий среды и выработкой приспособлений;
Методические задачи проекта Научить ставить простейшие эксперименты по выявлению взаимосвязи между различными анализаторами ; Познакомиться со строением и выполняемыми функциями анализаторов ; Выявить связи между строением и выполняемыми функциями ; Научить учащихся пользоваться Power-Point для оформления результатов
Гипотеза Можно повысить эффективность изучения темы « Сенсорные системы », используя метод проектов, в рамках реализации личностно - ориентированного обучения.
Темы самостоятельных исследований Понюхай – это вкусно. Запахи на службе человека. Душистая симфония жизни. О натянутых струнах и бегущей волне. В каком ухе звенит. Ах, как кружится голова. Глаз и фотокамера. « А ты такой холодный …» « Ничего не слышу, ничего не вижу » или как распознать симулянта. Нужна ли носу вода из Кёльна ?
Результаты представления исследований Презентация учащихся по теме « Понюхай – это вкусно » Буклет по теме « Запахи на службе человека »
Обсуждение плана работы в группе, а также обсуждение возможных источников информации, вопросов защиты – 4- й урок, 20 мин. Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе – 5- й урок, 20 мин. Защита полученных результатов и выводов – 6- й урок, 20 мин. Этапы и сроки проведения проекта Мотивационный ( заинтересовать учащихся ) – 1- й урок, 10 мин. « Мозговой штурм » ( формулирование тем исследований ) – 2- й урок, 15 мин. Выбор творческого названия проекта и формирование групп – 3- й урок, 15 мин.
Информационные ресурсы Документы на печатной основе : 1. Рязанцев С. В. В мире запахов и звуков. – М., Терра, Хьюбел. Г. Глаз, мозг, зрение. – М., Мир, Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене. – М., Просвещение, Пепеляева О. В., Сунцова И. В. Поурочные разработки по биологии ( человек ). – М., ВАКО, Гуленков С. И., Дмитриева Т. А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по биологии. Человек.. – М., Сфера, 2001 Электронные ресурсы на компакт – дисках : 1. Биология – 9. Анатомия. Физиология. Гигиена. ЗАО Просвещение, ЗАО Новый диск, С. Репетитор. Биология, ЗАО 1 С Уроки биологии Кирилла и Мефодия 9 класс. виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 4. Электронная энциклопедия по биологии, CD – диск.
Сенсорные системы И только аромат цветущих роз – Летучий пленник, запертый в стекле,- Напоминает в стужу и мороз О том, что было на земле. Свой прежний блеск утратили цветы, но сохранили душу красоты но сохранили душу красоты В. Шекспир Море ощущений в океане жизни или Автор : Балашова Вера Михайловна, учитель биологии, МОУ « Иловай - Дмитриевская СОШ ».