ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва,2009 г. Второй антимонопольный пакет законов
2 Второй антимонопольный пакет законов: Проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»; Проект ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации»; Проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
3 Уточнены положения закона о порядке предоставления госпомощи: Закреплено право антимонопольных органов обжаловать в судебном порядке акты законодательных органов субъектов РФ, предусматривающие необоснованное предоставление преференций. Определена возможность выдачи предписаний по возврату имущества, необоснованно предоставленного в качестве государственной и муниципальной помощи. Новая редакция ФЗ «О защите конкуренции», принята Госдумой в первом чтении: продолжение
4 Уточнен круг лиц, входящих в одну группу и действующих в одном экономическом интересе. Определены параметры правил недискриминационного доступа к товарам и услугам естественных монополий. Уточнены положения статьи 11 в части ее применения к «вертикальным» соглашениям хозяйствующих субъектов. Новая редакция ФЗ «О защите конкуренции», принята Госдумой в первом чтении (продолжение): продолжение
5 Повышены пороговые значения активов организаций для целей контроля экономической концентрации – Предварительное согласование сделки антимонопольным органом требуется, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает 7 млрд.рублей (сейчас – 3 млрд.рублей) или оборот такого лица превышает 10 млрд.рублей (сейчас – 6 млрд.рублей). Новая редакция ФЗ «О защите конкуренции», принята Госдумой в первом чтении (продолжение): продолжение
6 Детализированы полномочия ФАС России при осуществлении проверок соблюдения антимонопольного законодательства, регламентировано их проведение. Детализированы процессуальные требования по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе по вопросу объединения и разъединения дел, продления срока исполнения предписания и т.д. Новая редакция ФЗ «О защите конкуренции», принята Госдумой в первом чтении (продолжение):
7 Определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта при доле менее 35% при условии, что он может оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на товарном рынке. Уточнение правил выявления монопольно высокой цены (использование как затратного метода исследования, так и сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке). Установление запрета органам власти устанавливать и взимать не предусмотренную законодательством плату за оказание государственных услуг. Новая редакция ФЗ «О защите конкуренции», дополнения ко второму чтению: продолжение
8 Введение уведомительного порядка совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 ФЗ «О защите конкуренции». Установление сроков давности возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства – 5 лет. Закрепление права антимонопольных органов выдавать предписания о продаже продукции на товарной бирже, предварительном согласовании стартовой цены и порядка ее расчета, а также о запрете руководителям доминирующих субъектов, продающих по предписанию часть товаров на бирже, входить в органы управления такой биржей. Новая редакция ФЗ «О защите конкуренции», дополнения ко второму чтению (продолжение):
9 Применение дисквалификации в качестве меры административной ответственности государственных и муниципальных служащих (решение может быть принято только районным судом); Установление административной ответственности за ограничение конкуренции органами власти; Введение административной ответственности за манипулирование ценами на рынках электроэнергии и за нарушение стандартов раскрытия информации; Увеличение административной ответственности должностных лиц за злоупотребление доминирующим положением; Новая редакция КоАП: продолжение
10 Конкретизация программы освобождения от административной ответственности за заключение и участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях; Уточнение положения об административной ответственности за антиконкурентные соглашения и согласованные действия (предусматривается административная ответственность за координацию экономической деятельности, приводящую к ограничению конкуренции). Новая редакция КоАП (продолжение): продолжение
11 Разрешаются некоторые процессуальные проблемы, связанные с рассмотрением административных дел: Определяются параметры надлежащего извещения лица о совершении процессуальных действий. Разрешается фиксировать доказательства по административному делу в решении комиссии антимонопольного органа, а не в протоколе об административном правонарушении. Предусматривается возможность обжалования судебного решения должностным лицом, вынесшим постановление. Новая редакция КоАП (продолжение):
12 Предусматривает уголовную ответственность (штраф или лишение свободны до 3 лет) за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения соглашений или осуществления согласованных действий, а также неоднократного злоупотребления доминирующим положением, если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере. Уголовное наказание в виде лишения свободы предусмотрено сроком от года до 7 лет в случае, если недопущение, ограничение или устранение конкуренции сопровождалось насилием или угрозой насилия. Новая редакция 178 статьи УК, принята Госдумой в первом чтении: продолжение
13 Новая редакция 178 статьи УК, принята Госдумой в первом чтении (продолжение): Неоднократным признается совершение лицом более двух указанных действий в течение трех лет, за которые такое лицо было привлечено к административной ответственности. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. рублей, а доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 5 млн. рублей.
14 Распространение гарантий государственной защиты, предусмотренной ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» на работников антимонопольных органов. Введение в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» обращение антимонопольного органа в качестве основания проведения оперативно-розыскных мероприятий правоохранительными органами. Установление административной ответственности за недробление лотов при размещении государственного заказа. Введение административной ответственности за непредставление ходатайств и уведомлений в соответствии с законодательством о контроле иностранных инвестиций. Другие предложения второго антимонопольного пакета:
15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!