Модельное законодательство СНГ в информационной сфере: его настоящее и будущее Ульяна Зинина к.ю.н.
Теория модельного законодательства Носит рекомендательный характер («мягкое право») Является «предправом» по своей сути Содержит нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений тех или иных вопросов определенной сферы общественных отношений Основной вопрос – оценка и обозначение предмета регулирования
Модельное законодательство СНГ – теория Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) – консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес Типовые (модельные) законы МПА СНГ представляют собой адаптированные к условиям СНГ международные, прежде всего европейские, правовые стандарты Принятие национальных законов на основе модельных актов МПА СНГ обеспечивает гармонизацию и сближение законодательств стран СНГ и содействует приведению этих национальных законодательств в соответствие с лучшими образцами европейского права Информация с официального сайта МПА СНГ, подготовленная к 15-летию МПА СНГ а также
Существующее модельное законодательство: Всего принято более 200 модельных законов Принято законов в информационной сфере: 1. О принципах регулирования информационных отношений в государствах – участниках СНГ 2. Об авторском праве и смежных правах (новая редакция) 3. О трансграничном спутниковом телевизионном радиовещании и международном спутниковом информационном обмене» 4. О персональных данных 5. О международном информационном обмене 6. Модельный Гражданский кодекс для государств – участников Содружества Независимых Государств (часть третья: раздел 5. Интеллектуальная собственность) 7. О телекоммуникациях 8. О праве на доступ к информации 9. Об информатизации, информации и защите информации» 10. Об электронной цифровой подписи 11. Модельный уголовный кодекс (в части касающейся) 12. О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий Готовятся к принятию: 1. Информационный кодекс для государств – участников СНГ 2. Об Интернете 3. Об электронной торговле 4. Об интеллектуальной собственности 5. О парках информационных технологий 6. О телемедицинских услугах
Существующие проблемы: Множественность актов Дублирование по предметам регулирования Противоречие друг другу Низкая законодательная техника Несоответствие международной (европейской) практике Последствия: невозможность использования на национальном уровне
Проект модельного закона СНГ «Об Интернете»: структура Общие положения Принципы регулирования Основные направления регулирования Заключительные положения
Сфера применения: «Устанавливает принципы и определяет основные направления регулирования правовых отношений, возникающих при использовании Интернета В целях гармонизации регулирования указанных отношений, а также В целях обеспечения совершенствования национальных законов в тех сферах, где использование Интернета может явиться основанием возникновения тех или иных правовых отношений»
Проблемы: Отношения, возникающие при использовании сети Интернет, не являются чем-то особенным и новым для права, к ним применяются нормы материального и процессуального права, применимые к отношениям, возникающим и без использования сети Закон должен устанавливать конкретные права и коррелирующие им юридические обязанности, но не принципы регулирования, Основанием возникновения правоотношения не является сама по себе сеть Интернет, а только юридические факты
«Отношения, возникающие при использовании сети Интернет» Защита авторских прав Гражданский кодекс, Закон об авторском праве Право на информацию Закон о праве на информацию, закон Об информатизации Защита персональных данных Закон о персональных данных Электронная торговля Закон об электронной торговле Спам Закон о рекламе, КоАП Интернет-казино Закон о гос.регулировании деятельности по организации и проведении азартных игр Защита прав потребителей Закон о защите прав потребителей Компьютерные преступления Уголовный кодекс, Модельный уголовный кодекс Доступ к Интернету Закон о связи, О телекоммуникациях Доменные имена Правила регистрации национальных регистратур
Ограничение действия закона (п.3 ст.1) «Действие настоящего Закона не распространяется на правовые отношения в сферах: обеспечения свободы доступа к информации, информационной безопасности и охраны интеллектуальной собственности, если иное прямо не установлено в настоящем Законе» Т.е. исключены главные отношения, в отношении которых возникают споры в сети Интернет, остальные важнейшие отношения вообще никак не упомянуты в проекте
Возникающая коллизия с действующим модельным законом Модельный закон «Об информатизации, информации и защите информации» от 18 ноября 2005 г. ст.22 «Использование информационно- телекоммуникационных сетей»: «использование информационно-телекоммуникационных сетей в … деятельности граждан и организаций государства не может служить основанием установления в отношении таких лиц требований или ограничений, дополнительных по сравнению с регулированием их деятельности без использования сети Internet. Использование сети Internet гражданами и организациями не является основанием для освобождения таких лиц от соблюдения требований, установленных национальными нормативными правовыми актами»
Нормы прямого действия: Из 15 статей – примерно 2,5 статьи «почти» прямого действия: ст.2 – определения, используемые в законе п.3 ст.9 – регистрация доменных имен ст.11 - определение места и времени совершения юридически значимых действий п.1 ст.13 – обязанность провайдеров хранить данные об абонентах и предоставленных им услугам
Определения (ст.2): 6 определений и статистика их использования в тексте: Доменное имя (3 раза, включая само определение) Интернет-сайт (1 раз в самом определении) Интернет (много раз) Уполномоченный орган (2 раза) Управление Интернетом (1 раз) Оператор услуг Интернета (часто)
Проблемы: Целесообразность большинства из указанных определений в тексте проекта закона не очевидна, т.к. не раскрыты содержания главных отношений с их участием, либо они не несут никакой смысловой нагрузки Некоторые из них уже определены в модельном законе СНГ «Об информатизации, информации и защите информации» от 18 ноября 2005 г. Определения проекта вступают в противоречие с уже принятыми модельными законами
О регистрации доменных имен (п.3 ст.9) «Национальные регистраторы должны принимать такие правила регистрации доменных имен второго уровня в национальных доменных зонах, которые позволяли бы аннулировать регистрации доменных имен, нарушающих законодательство или публичный порядок других стран» Нарушение ч.2 ст.4 Конституции – «2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» Нарушение законодательства одной из стран выполняется в порядке взаимного признания судебных решений по уголовным и гражданским делам, либо применяются нормы международного частного права Решение проблемы в проекте модельного закона нельзя признать корректным Вопрос: а что делать с доменными именами третьего уровня?
Определение места и времени совершения юридически значимых действий (ст.11) «Юридически значимые действия, совершенные с использованием Интернета признаются совершенными на территории государства, если действие, порождающее юридические последствия, было совершено лицом во время нахождения на территории этого государства» Не учитывается местонахождение объекта, на который направлено юридически значимое действие Неприменимо, например, к договорам, стороны которых расположены в разных местах Не решается ни один из спорных моментов
Обязанность провайдеров хранить данные об абонентах и предоставленных им услугам (п.1 ст.13) «Государство принимает законодательные и иные меры в целях противодействия использованию Интернета в преступных целях. В указанных целях государство устанавливает обязанность операторов услуг Интернета, хранить информацию о пользователях и об оказанных им услугах не менее 6 месяцев и предоставлять данные сведения по запросу судебных и (или) правоохранительных органов» Постановление Правительства РФ 538 «Об утверждении правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность». Эффективность – почти нулевая Механизмы исполнения не предусмотрены, список информации размыт до бесконечности, что не соответствует европейскому опыту
Европейский опыт: специальный закон Директива ЕС 2006/24/EC о сохранении информации созданной или обработанной в связи с оказанием услуг связи и внесении изменений в Директиву ЕС о защите персональных данных Конкретный список информации: идентификация источника связи; идентификация вызываемого абонента; идентификация даты, времени и продолжительности сеанса связи; идентификация типа связи; идентификация типа оконечного оборудования; идентификация местонахождения оконечного оборудования. Дифференциация сроков хранения по видам услуг связи Предусмотрена финансовая компенсация Эффективность - доказана
Основные выводы: Действующее модельное законодательство СНГ не эффективно, что приводит к использованию не модельных законов СНГ, а европейского (международного) опыта Проект модельного закона Об Интернете не имеет предмета регулирования, не содержит никаких практических рекомендаций по разрешению возникающих конфликтов Все главные вопросы, возникающие при использовании сети Интернет, в настоящее время уже регулируются в действующем модельном законодательстве (и национальном) Нормы «почти» прямого действия проекта нельзя признать корректными и целесообразными Содержание проекта больше подходит для Рекомендаций, Концепций Необходимо вносить изменения в уже действующие законы, хотя его эффективность будет на том же уровне, что и остальных модельных законов
Спасибо за внимание! Ульяна Зинина