Тема урока: Законы конкурентных отношений в природе. Цель урока: изучить законы конкурентных отношений в природе; знать значение понятия «конкуренция» и какова её роль в природе.
План урока. План урока. Повторение пройденного материала Повторение пройденного материала (проверка домашнего задания) (проверка домашнего задания) 1. тестирование; 1. тестирование; 2. работа с графиками; 2. работа с графиками; 3. работа со схемами; 3. работа со схемами; 4. работа в малых группах. 4. работа в малых группах. Изучение нового материала. Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами беседы. Рассказ учителя с элементами беседы. Доклады учащихся. Доклады учащихся. Закрепление изученного материала Закрепление изученного материала учебник §10, вопросы 2,3,4,6. учебник §10, вопросы 2,3,4,6. Подведение итогов Подведение итогов
Проверка знаний учащихся Работа с тестами: Работа с тестами: Рабата с графиком: Рабата с графиком: В малых группах: В малых группах: Работа со схемами. Работа со схемами.
Изучение нового материала. Изучение нового материала. Местообитание – это территория или акватория, занимаемая популяцией, с комплексом присущих ей экологических факторов. Местообитание – это территория или акватория, занимаемая популяцией, с комплексом присущих ей экологических факторов. Стации – местообитание наземных животных. Стации – местообитание наземных животных. Экологическая ниша – совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование вида. Экологическая ниша – совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование вида. Фундаментальная экологическая ниша – ниша определяемая только физиологическими особенностями организма. Фундаментальная экологическая ниша – ниша определяемая только физиологическими особенностями организма. Реализованная ниша – ниша в пределах которой вид встречается реально в природе. Реализованная ниша – ниша в пределах которой вид встречается реально в природе. Реализованная ниша – это та часть фундаментальной ниши, которую данный вид или популяция в состоянии «отстоять» в конкурентной борьбе. Реализованная ниша – это та часть фундаментальной ниши, которую данный вид или популяция в состоянии «отстоять» в конкурентной борьбе.
Изучение нового материала Конкуренция – отрицательные взаимодействие двух организмов, стремящихся к одному и тому же. Конкуренция – отрицательные взаимодействие двух организмов, стремящихся к одному и тому же. Конкуренция МежвидоваяВнутривидовая
Изучение нового материала Межвидовая конкуренция – это взаимодействие между популяциями, которое вредно сказывается на их росте и выживании. Межвидовая конкуренция – это взаимодействие между популяциями, которое вредно сказывается на их росте и выживании. Процесс разделения популяциями видов пространства и ресурсов называется дифференциацией экологических ниш. Результат Процесс разделения популяциями видов пространства и ресурсов называется дифференциацией экологических ниш. Результат дифференциации ниш снижает конкуренцию. дифференциации ниш снижает конкуренцию. Межвидовая Конкуренция за экологические ниши Конкуренция за ресурсы.
Изучение новой темы Доклад « Примеры биохимического взаимовлияния древесных растений» Внутривидовая конкуренция Межвидовая конкуренция
Выхухоль Ондатра Выхухоль Ондатра Изучение нового материала Изучение нового материала Межвидовая конкуренция Межвидовая конкуренция
Европейская норка Американская норка Межвидовая конкуренция Межвидовая конкуренция
Изучение нового материала Доклад « Конкуренция среди муравьёв разных видов » Различия в способах добывания корма
Изучение нового материала. Вопрос: В чём проявляется следствие межвидовой конкуренции? Вопрос: В чём проявляется следствие межвидовой конкуренции? Ответ: У особей одного вида уменьшается плодовитость, выживаемость и скорость роста в присутствие другого Ответ: У особей одного вида уменьшается плодовитость, выживаемость и скорость роста в присутствие другого Работа по таблице. Работа по таблице. Результаты конкуренции между видами жуков мучных хрущаков в стаканчиках с мукой. Вывод: Результат конкуренции между двумя видами жуков – мучных хрущаков- зависит от условий среды. Режим содержания (t*C,влажность) Результаты выживания Первый вид Второй вид 34 *С, 70% 34 *С, 70% *С, 30% 34*С, 30% *С, 70% 29*С, 70% *С, 30% 29*С, 30% *С, 70% 24*С, 70% *С, 30% 24*С, 30%
Изучение нового материала. Вопрос. Каковы пути выхода из межвидовой конкуренции? Вопрос. Каковы пути выхода из межвидовой конкуренции? ( у птиц) ( у птиц) Вывод. Перечисленные пути выхода из межвидовой конкуренции дают возможность сосуществования экологически близким популяциям в одном сообществе. Пути выхода Различия в способах добывания корма Различия в размерах организмов Различия во времени активности Пространственное раз деления пищевых «сфер влияния» Разделение мест гнездования
Изучение нового материала Пути выхода из межвидовой конкуренции Различия в размерах организмов Различия в размерах организмов О р ё л С о к о л О р ё л С о к о л
Изучение нового материала Различия во времени активности С О К О Л С О В А С О К О Л С О В А
Изучение нового материала Пространственное разделение пищевых «сфер влияния» Пять видов куликов с разной длинной клюва Пять видов куликов с разной длинной клюва
Изучение нового материала Пространственное разделение мест гнездования Пространственное разделение мест гнездования
Изучение нового материала Вопрос: В чём опасность внутривидовой конкуренции? Вопрос: В чём опасность внутривидовой конкуренции? Ответ: Уменьшается потребность ресурсов в расчёт на одну особь; в результате – понижается скорость индивидуального роста, развития количества запасаемых веществ, что в конечном итоге снижает выживаемость и уменьшает плодовитость. Ответ: Уменьшается потребность ресурсов в расчёт на одну особь; в результате – понижается скорость индивидуального роста, развития количества запасаемых веществ, что в конечном итоге снижает выживаемость и уменьшает плодовитость.
Изучение нового материала Механизмы выхода из внутрипопуляционной Механизмы выхода из внутрипопуляционной конкуренции у животных конкуренции у животных Пути выхода Различие экологических связей на разных этапах развития организмов Различие экологических особенностей полов у разнополых организмов Территориальность и иерархия как поведенческие механизмы выхода Заселение новых территорий.
Закрепление изученного материала. Учебник, § 10, вопросы 2,3,4,6. Учебник, § 10, вопросы 2,3,4,6. Выводы: Конкуренция приводит к естественному отбору в направлении увеличения экологических различий между конкурирующими видами и образованию ими разных экологических ниш. Выводы: Конкуренция приводит к естественному отбору в направлении увеличения экологических различий между конкурирующими видами и образованию ими разных экологических ниш.
Итог урока. Оценка знаний учащихся. Оценка знаний учащихся. Домашнее задание: § 10, вопросы 1,5. Темы для дискуссий 1-4. Домашнее задание: § 10, вопросы 1,5. Темы для дискуссий 1-4.