Об апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в годах в Красноярском крае декабрь 2009 года
По итогам встречи с лидерами религиозных организаций в Барвихе Московской области 21 июля 2009 года Президент России Д.А. Медведев дал поручение Правительству Российской Федерации обеспечить введение с 2010 года в школах 18 субъектов РФ нового предмета - основ религиозных культур и светской этики. История вопроса
Решение Президента Поручение президента от Пр-2009: Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)
Поручение Правительства от ВП-П Минобрнауки России, Минфину России, Минэкономразвития России, Минрегиону России Прошу с участием заинтересованных религиозных организаций обеспечить выполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. Пр-2009 и представить согласованные предложения с проектом доклада Президенту Российской Федерации
Исполнение поручений Распоряжением Правительства РФ от Утвержден план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики Определен перечень субъектов, участвующих в апробации комплексного учебного курса Минобрнауки России поручено заключить соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса с органами управления образованием субъектов РФ
Главное предназначение - воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с интересом относятся к окружающему миру, с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограждан При реализации данной идеи необходимо проявлять: открытость, деликатность, доброжелательность, терпение Выбор учащихся и родителей должен быть добровольным Преподавать должны светские педагоги Преподавание должно осуществляться по светским учебным пособиям Основные идеи введения комплексного курса
Предназначение курса Расширение образовательного кругозора учащегося Формирование достойного гражданина России, соблюдающего Конституцию и др. законы страны Формирование у учащегося мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций Воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики включает 6 модулей: Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики Курс рассчитан на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса Структура комплексного учебного курса
Разработка примерных учебных программ (двух четвертных курсов для 4-го и 5-го кл. общеобразовательных школ) Разработка и апробация учебных пособий Разработка методики работы учителей и подготовка методических рекомендаций для учителей Подготовка программы повышения квалификации (обучающих семинаров) учителей Апробация примерных образовательных программ Разработка механизмов выбора учащимися и их родителями одной из составных частей курса При получении положительных результатов с 2012 года курс будет преподаваться во всех школах Российской Федерации на постоянной основе. Организационные задачи эксперимента
Принципы апробации Светский характер курса Общественный контроль: взаимодействие власти, религиозных и общественных организаций Сотрудничество и взаимное уважение Учет запросов семей обучающихся
Структура учебного курса Структура учебного курса утверждена курса межведомственным координационным советом при Минобрнауки России Разработана с участием РАН, РАО, ФИРО, АПК ППРО, представителей религиозных конфессий Все 6 вариантов курса разработаны на единой методической основе Курс состоит из 4-х блоков 1 и 4 блоки посвящены патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу и будут изучаться всем классом вместе С января в соответствии с данной структурой курса будет проведена курсовая подготовка
Примерная структура учебных пособий Все шесть учебных пособий состоят из 2-х частей: для 4 класса из 8 тематических разворотов, для 5 класса из 9 тематических разворотов. На каждый разворот от 1 до 3 уроков (всего не более 34 часов) Обе части каждого пособия содержательно связаны Каждая из частей представляет собой завершенное пособие Все учебные пособия по всем 6 модулям имеют примерно одинаковую структуру, отражающую важнейшие основания религиозных культур и светской этики, связанные с духовно нравственным воспитанием
Разработку и экспертизу учебно-методического обеспечения курса Тиражирование их и поставку в субъекты Проведение повышения квалификации Проведение социологических исследований Проведение совещаний, конференций в субъектах РФ, федеральных округах Создание и поддержку сайта в сети интернет по апробации данного курса Подготовку ежегодного доклада в Правительство РФ о ходе апробации Минобрнауки России обеспечивает
Субъект Федерации обеспечивает Внесение соответствующих изменений в нормативные акты субъектов, обеспечивающих реализацию курса Информационное обеспечение хода апробации Обеспечение повышения квалификации преподавателей Проведение мониторинга хода апробации Проведение конференций по распространению ППО в Красноярском крае Введение в школах края курса
Красноярский край включен в число 18 регионов, в которых будет проходить апробация комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Будут участвовать все общеобразовательные учреждения Координатор проекта - советник министерства Е.А. Степанов Участники-исполнители: Министерство образования и науки Красноярского края Краевой институт повышения квалификации работников образования Педагогические учебные заведения края Муниципальные органы управления образованием Общеобразовательные учреждения Контроль осуществляет Правительство Красноярского края Красноярский край в реализации данного проекта
Внесены изменения в Законы Красноярского края, регулирующие вопросы в области краевого (национально- регионального) компонента ГОС ОО в Красноярском крае Создана координационная группа по реализации плана мероприятий Разработана схема реализации проекта по апробации Подготовлены методические рекомендации руководителям МУО, ОУ по вопросам организации апробации Проведена работа с родителями по выбору ими для изучения их детьми одной из составных частей курса Сформирован заказ на УМК Заключено соглашение с Минобнауки России по вопросам апробации Утвержден план мероприятий по апробации курса в школах края Разработан медиа-план для освещения в СМИ хода апробации Осуществляется информационное сопровождение работ по вопросам апробации Что сделано в крае
Вопросы в стадии решения Доработка, уточнение схемы повышения квалификации педагогов с учетом ресурсов КК ИПК ППРО, КГПУ им. В.П. Астафьева, АПК ППРО Осуществление работ по созданию экспертной группы из представителей религиозных организаций при координационной группе для решения аналитико-экспертных задач апробации Разработка порядка введения нового предмета в расписание учебных занятий и порядка оплаты учителям за преподавание данного курса Оформление схемы обеспечения участия учителей муниципальных образований во внеочередном повышении квалификации Разработка проекта соглашения взаимодействия между представителями религиозных организаций и МОиН края по вопросам апробации
Распределения учащихся по модулям Светская этика – Основы религиозных культур – 5417 Основы православной культуры – 4804 Основы исламской культуры – 231 Основы буддийской культуры – 26 Основы иудейской культуры – 22 Необходимое количество учителей – 1601