Экологическое развитие детей дошкольного возраста Катасонова Ольга Викторовна, Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель ДОУ 3 «Чебурашка» Лазарева Оксана Владимировна, Лазарева Оксана Владимировна, воспитатель ДОУ 3 «Чебурашка»
Проектная деятельность ребенок участвует как субъект собственного образования, ребенок участвует как субъект собственного образования, родители включаются в воспитательно-образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей. родители включаются в воспитательно-образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.
Составные экологической культуры личности дошкольника: знания о природе и их экологическая направленность; знания о природе и их экологическая направленность; умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, быту). умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, быту).
Экологический проект «В мире цветов»
Направление проекта: исследовательско- творческое. Направление проекта: исследовательско- творческое. Участники проекта: дети среднего возраста гр. «Дюймовочка», «Котенок», педагоги, родители. Участники проекта: дети среднего возраста гр. «Дюймовочка», «Котенок», педагоги, родители. Сроки реализации проекта: сентябрь 2007г.-февраль 2008г. Сроки реализации проекта: сентябрь 2007г.-февраль 2008г. Руководитель проекта: Руководитель проекта: Лазарева О.В. Лазарева О.В.
Цель проекта: Знакомство с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.
Задачи: уточнить и расширить представления детей о садовых и комнатных цветах; уточнить и расширить представления детей о садовых и комнатных цветах; закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений; закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений; формировать навыки ухода за растениями; формировать навыки ухода за растениями; развивать любознательность, познавательную активность; развивать любознательность, познавательную активность; пополнять сенсорные ощущения; пополнять сенсорные ощущения; формировать осознанно-правильное отношение к представителям растительного мира. формировать осознанно-правильное отношение к представителям растительного мира.
I этап (подготовительный): подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта; подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта; подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры; подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры; адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе; адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе; разработаны занятия разных видов (первично-ознакомительные, углубленно - познавательные, интегрированные); разработаны занятия разных видов (первично-ознакомительные, углубленно - познавательные, интегрированные); целевые прогулки по территории детского сада, экскурсии в цветочный магазин; целевые прогулки по территории детского сада, экскурсии в цветочный магазин; проведена игра с детьми на разрешение противоречий «Цветы: хорошо – плохо»; проведена игра с детьми на разрешение противоречий «Цветы: хорошо – плохо»; подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты; подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты; проведено родительское собрание с целью включения родителей в проектную деятельность. проведено родительское собрание с целью включения родителей в проектную деятельность.
Уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений, аквариума с рыбками и клетки с хомячком; Уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений, аквариума с рыбками и клетки с хомячком; центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей; центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей; центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания; центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания; книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки; книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки; игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре. игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре.
II этап (деятельностный):
III этап (заключительный): проведение праздника «Бал цветов»; проведение праздника «Бал цветов»; диагностирование уровня сформированности экологических знаний детей дошкольного возраста; диагностирование уровня сформированности экологических знаний детей дошкольного возраста; презентация результатов деятельности по проекту. презентация результатов деятельности по проекту.
Результаты диагностики: Сентябрь 2007г. Февраль 2008г. Высокий уровень -15% Высокий уровень – 60% Средний уровень – 45% Средний уровень – 25% Низкий уровень – 40% Низкий уровень – 15%