Роль деепричастий в художественных текстах АВТОР: Голубев Александр, ученик 7 класса гимназии 8 © МОУ гимназия 8 им.Л.М.Марасиновой,2007
Цель Выяснить, какую роль особая форма глагола - деепричастие играет в художественных текстах. Можем ли мы ограничиться употреблением хорошо знакомой нам части речи – глаголом?
Гипотеза исследования Авторы художественных текстов могут ограничиться использованием глаголов.
Методы исследования 1. Поиск и анализ информации. 2. Наблюдение над текстом. 3. Проведение стилистического эксперимента.
Основное содержание Наблюдение над текстом Прочтём стихотворение И.Северянина: Вы понимаете, что значит Просолнеченная капель? – Зима, смеясь, от счастья плачет, Весны качая колыбель. О, зиму смерть не озадачит: Растаять – план ее и цель.
Основное содержание Стилистический эксперимент Заменим деепричастие и деепричастный оборот соответствующими глаголами. Изменённый текст: Зима смеется, от счастья плачет, Весны качает колыбель.
Основное содержание Выясним, что изменилось? Стихотворение потеряло живописность. Появился однородный ряд сказуемых, интонация перечисления.
Основное содержание Какова же роль деепричастия и деепри-частного оборота в художественном тексте? Эти формы помогают описать сложные действия, которые производятся неразрывно, одновременно (плачет, смеясь и качая), помогают живописать образ зимы – матери, которая любовно нянчит свое юное дитя – весну.
Вывод Цель исследования достигнута. Проведя стилистический эксперимент, можно убедиться, что деепричастия и деепричастные обороты важны для художественного текста. Поэты и писатели используют разные глагольные для выразительности.
Литература Учебник «Русский язык,7 класс», авторы: М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др Еженедельник «Русский язык» издательского дома «Первое сентября» - 32 /2002г. http/rus.1september.ru