Открытое занятие по курсу ОБЖ для 8 класса преподавателя – организатора ОБЖ МОУ «Волжская СОШ» Уколовой Светланы Дмитриевны по теме «Аварии с выбросом радиоактивных веществ».
Цели и задачи урока Закрепить полученные знания по теме: «Аварии с выбросом радиоактивных веществ». Сформировать у учащихся умения применять полученные знания на практике. Развивать внимание, логику, мышление, умение концентрироваться на главном. Обучать действиям в условиях ограниченного времени, работе в коллективе, оказания помощи товарищам. Создавать на занятии атмосферу здорового духа соперничества в знаниях. Расширять кругозор по ОБЖ, физике, истории, биологии, ЗОЖ, медицине, математике, физкультуре. Развивать познавательный интерес к курсу ОБЖ.
Метод проведения – комплексное занятие. Форма проведения – конкурс. Оборудование: компьютер, проектор карточки, жетоны, ручки, листы, противогазы, секундомер, таблица результатов.
I. Организационное начало занятия (3 минуты) Проверка наличия учащихся, Объявление темы, занятия, целей и задач урока, Столы расставлены для 2-х команд. II. Основная часть (40 минут) Обзор событий («Аварии с выбросом радиоактивных веществ») в стране и за рубежом – выступления по 1 представителю от команды. (Время обзора и оценивания – 3 минуты.) Оценивание: максимум – 1 жетон
Вступительное слово учителя ( в орг. моменте) Ребята! Мы с вами изучили тему « Аварии с выбросом радиоактивных веществ». Сегодня итоговое занятие, которое мы проведем в форме конкурса. У вас было время на подготовку, была возможность качественно изучить тему и теперь, я думаю, вы покажете свои знания, умения. Условия проведения вы знаете. Есть ли вопросы? Нет. Успехов вам. Мы начинаем.
Критерии оценки: наличие эмблемы, девиз команды, пожелание сопернику. ( время – до 2-х минут каждой команде) Оценивание: максимум – 2 жетона
Команда «Огненный шторм»
Команда «Радиация»
Команда «Огненный шторм» Внешнее облучение человека. Команда « Радиация» Внутреннее облучение человека. На подготовку до 1 минуты, на оценивание по 1 минуте. Оценивание: максимум – 2 жетона
Правильные ответы Внешнее облучение создают космические лучи, природные или искусственные излучатели создают лучи, которые используются в научных, военных, производственных, медицинских, бытовых целях. Излучение находится вне тела человека – воздухе, в земле, стенах помещения. Внутреннее облучение – попадает внутрь организма с водой, воздухом, пищей, проникает в кровь, дыхательные пути, оседают в лимфе, ЖКТ, костях, печени, селезенке, щитовидной железе. 2 путь – через кожу при открытых ранах и повреждениях. Оценивание: за полный ответ - 2 жетона; за неполный ответ – 1 жетон; при ошибке в ответе жетон не выдается.
Вторые вопросы II тура конкурса Команда «А» Дать характеристики альфа- и гамма- излучениям Команда «Б» Дать характеристики бета-излучения и нейтронного излучения. На подготовку до 1 минуты, на оценивание по 1 минуте.
Альфа-излучение - это поток положительно заряженных частиц (поток ядер атомов гелия), обладает малой проникающей способностью, в воздухе распространяется на 2 – 9 см, задерживается полностью листом бумаги, попадает в организм с пищей, водой, воздухом, через поврежденную кожу, воздействует на органы и ткани. Гамма-излучение – электромагнитное излучение, аналогичное рентгеновским лучам, обладает большой проникающей способностью, в воздухе распространяется до сотни метров, защищают любые сооружения Бета-излучение - это поток электронов с отрицательным зарядом, проникает от нескольких сантиметров до нескольких метров, в воздухе распространяется до 15 метров, полностью поглощается металлом (защита), обладает большой ионизирующей способностью. Нейтронное излучение – это поток нейтральных частиц, обладает большой проникающей способностью; до сотни метров распространяется в воздухе, защита – убежища, ПРУ. Правильные ответы Оценивание: за полный ответ - 2 жетона; за неполный ответ – 1 жетон; при ошибке в ответе жетон не выдается.
Характеристика зон поражения при авариях на АЭС. Задача: кто быстрее и правильнее. Команды готовят ответы по зонам радиоактивного заражения и фазам аварий. Ответы будут давать представители команд по указанию учителя выборочно. Время на подготовку ответов до 2 минут.
Зоны радиоактивного заражения (загрязнения) местности: зона возможного опасного радиоактивного загрязнения; Зона экстренных мер защиты населения Зона профилактических мероприятий Зона ограничений Зона радиационной аварии Фазы аварий: начальная (может быть незафиксирована из-за быстротечности) – период времени, предшествующий началу выброса (сброса) радиации в окружающую среду; ранняя фаза – период выброса (сброса) радиоактивных веществ в окружающую среду, места нахождения населения. Продолжительность от минут до часов, суток; средняя фаза – нет дополнительного поступления радиоактивности из источника выброса (сброса). Продолжительность от нескольких дней до года после аварии; поздняя фаза (фаза восстановления) – период возврата к нормальным условиям жизнедеятельности. Продолжительность от нескольких недель до десятилетий. Правильные ответы Оценивание: за полный ответ - 2 жетона; за неполный ответ – 1 жетон; при ошибке в ответе жетон не выдается.
Критерии оценки: команда капитана, слаженность команды, правильность выполнения упражнений. Время проведения каждой командой – 2 минуты Оценивание: максимум – 2 жетона
Условие проведения: учитель поочередно задает капитанам вопросы. Кто даст больше правильных ответов – тот получит 2 жетона, кто меньше – 1 жетон. Время проведения - 2 минуты.
Вопросы блиц – опроса. Исторические даты, связанные с радиацией 1 вопрос – дата сброса бомбы на Хиросиму Ответ – 6 августа 1945 года. 2 вопрос – дата сброса бомбы на Нагасаки Ответ – 9 августа 1945 года. 3 вопрос – тип бомбы, сброшенной на Нагасаки Ответ – плутониевая. 4 вопрос – тип бомбы, сброшенной на Хиросиму Ответ – урановая. 5 вопрос – кодовое название бомбы на Хиросиму Ответ- «Малыш». 6 вопрос – Кодовое название бомбы на Нагасаки Ответ- «Толстяк». 7 вопрос – дата испытания советской атомной бомбы Ответ- 29 августа 1949 года. 8 вопрос – дата испытания советской водородной бомбы Ответ- 12 августа 1953 года.
9 вопрос – объект, на котором могут произойти массовые поражения при авариях Ответ – радиационно-опасный объект. 10 вопрос – происшествие, приводящее к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и ионизирующего излучения за предусмотренные проектом границы в количествах, превышающих установленные нормы безопасности? Ответ – радиационная авария. 11 вопрос – самое опасное излучение для человека Ответ – гамма излучение. 12 вопрос – входят ли ультрафиолетовые лучи в состав ионизирующего излучения? Ответ – нет. 13 вопрос – какова цель йодной профилактики? Ответ – не допустить поражения щитовидной железы. 14 вопрос – какое заболевание вызывает проникающая радиация у незащищенных людей? Ответ – лучевую болезнь. 15 вопрос –какова годовая доза облучения людей? Ответ – мБэр.
Правильное использование средств защиты позволяет полностью защитить от радиоактивного заражения. 1 этап тура – надевание фильтрующего противогаза. По 3 человека с каждой команды, среди них 1 девочка, выходят к доске по команде учителя выполняют норматив 1, по команде «Газы!». После проверки правильности надевания противогаза дается команда«Отбой газам», участники снимают противогазы, укладывают в сумки, садятся на свои места. Норматив выполняется по очереди – сначала одна команда, затем вторая команда. Выходят по 3 человека от каждой команды с противогазами (другие участники) для выполнения 2 этапа тура. 7 минут
Оценки за выполнения нормативов: «отлично» – 10 секунд; «хорошо» - 11 секунд; «удовлетворительно» – 12 секунд. Ошибки, снижающие оценку на 1 балл: Не закрыты глаза и нет задержки дыхания при одевании противогаза, Не сделан резкий выдох после надевания противогаза, перекос шлем – маски. «Неудовлетворительная» оценка выставляется, если: Не уложился в отведенное время на «удовлетворительно», порвана шлем- маска при надевании, Шлем – маска одета с перекосом так, что попадает воздух, Не полностью закручена фильтропоглощающая коробка.
«Защита»
2 этап тура – надевание противогаза на условного пораженного 2 участника одной команды выполняют норматив 1 «Газы», 3 участник противогаз не надевает. По команде «Противогаз на «пораженного» надеть!» надевают противогаз на пораженного. Выполнение по очереди. Время защиты выполняется от момента подачи команды. Нормативы: «отлично» – 16 секунд, «хорошо» - 17 секунд, «удовлетворительно» – 18 секунд. Оценка снижается на 1 балл, если шлем – маска надета с перекосом. Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если: время надевания более 18 секунд, порвана при надевании шлем – маска, шлем – маска надета с перекосом, так, что попадает воздух. Учитель подводит итоги тура.
После выполнения норматива 1, не снимая противогазов, отработать правильно вводную команду «заменить фильтро-поглощающую коробку (ФПК)» Запасные ФПК подготовлены заранее. Ошибки, за которые ставится оценка «неудовлетворительно»: 1) снята шлем – маска; 2) не сделан резкий выдох после замены ФПК; 3) не плотно прикручена ФПК. После проверки выполнения вводной дается команда «Отбой газа», Ученики правильно снимают противогазы. Подводятся итоги 2х этапов завершающего тура конкурса Оценивание: Команды получают по 2(1) жетону или не получают, если с заданием не справились.
Показ презентации «Аварии с выбросом радиоактивных веществ»
Участники рассаживаются по местам. Секретарь турнира ведет подсчет результатов состязания.
III заключительная часть подведение итогов занятия; доведение результатов конкурса; оценки за урок; вручение дипломов (грамот); домашнее задание. Руководитель занятия С.Д. Уколова (2 минуты.)
О проведении занятия учитель говорит на первом занятии темы «Аварии с выбросом радиоактивных веществ», на котором класс делится на 2 команды, доводится тематика мероприятия, условия проведения, определяются дни консультаций, тренировок, определяется секретарь конкурса. Занятие можно проводить непосредственно на уроке ОБЖ или как внеклассное мероприятие в одном классе или параллелями. Целесообразно использовать компьютер; там, где нет компьютера занятие проводится в обычном порядке. Руководитель занятия: С.Д. Уколова
Протокол проведения конкурса по ОБЖ п/н Туры, жетоны, команды Итоги 1«А» 2«Б» Учитель: Секретарь: