Зарубежная трудовая миграция и ее роль в обеспечении потребности в трудовых ресурсах на российском рынке труда Парикова Наталья Владимировна, Младший научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ 6-8 октября 2010 г., Пушкин
2 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Необходимость привлечения зарубежных трудовых мигрантов Средний вариант прогноза Росстата показывает, что в период до 2030 года суммарная естественная убыль населения в трудоспособном возрасте составит 12 млн. человек. Через несколько лет входить в трудоспособный возраст начнет малочисленное «послеперестроечное» поколение, а выходить из него – многолюдное поколение, рожденное после Великой отечественной войны: доля населения трудоспособного возраста сократится с 63,3-63,5% в годах до 53,6-56,7% в годах, доля 20-29–летних в населении трудоспособного возраста, которая составляет в настоящий момент 27,4%, снизится до 25,2% к 2015 году, а к 2025 году – до 18,5%
3 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Миграционные потоки между Россией и бывшими советскими республиками (тыс. чел.) Три периода одинаковой продолжительности, по данным текущей регистрации* * А. Вишенвский, 6-8 апреля 2010 г., ГУ-ВШЭ
4 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Миграция населения по регионам Российской Федерации в 2008 г., положительный баланс между прибывшими и выбывшими
5 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Миграция населения по регионам Российской Федерации в 2008 г., отрицательный баланс между прибывшими и выбывшими
6 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Динамика иностранных работников в Российской Федерации, 2000 – 2009 гг.
7 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Структура зарубежной трудовой миграции, 2009 г.
8 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Распределение численности иностранных граждан, работавших в Российской Федерации по видам экономической деятельности
9 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Динамика распределения мигрантов по основным видам экономической деятельности в России за гг.
10 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета По итогам опроса работодателей* 13% российских предприятий использовали ИРС в 2009 г.: Строительство – 28% Промышленность – 21% Транспорт и связь – 21% Гостиницы и рестораны – 17% Сельское хозяйство – 17% Здравоохранение – 13% Торговля – 11% * Е. Тюрюканова, сентября 2010 г., Одесса
11 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета 10 регионов России с наибольшей численностью зарубежных трудовых мигрантов в 2009 г.
12 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Доля иностранных работников в общей численности рабочей силы, 2007, %* Россия 2009 г.– 4,5% * Е.Тюрюканова, сентября 2010 г., Одесса
13 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Алгоритм пересчета (распределения) зарубежных трудовых мигрантов по уровням образования Статистическая государственная отчетность не предоставляет сведений об образовательном уровне прибывающих иностранных граждан. Для решения этой проблемы был использован алгоритм пересчета (распределения) зарубежных трудовых мигрантов по уровням образования: 1. На основе сведений о квалификационном составе рабочей силы, прибывающей из-за рубежа (приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. 834 «Распределение определенной на 2009 год потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников по приоритетным профессионально- квалификационным группам») было осуществлено распределение приехавших зарубежных мигрантов по образовательным уровням на основе экспертных оценок. В результате этого, была получена матрица соответствия, где по строкам указывается профессия, специальность и квалификация, а по столбцам – образовательный уровень (ВПО, СПО, НПО+неквалифицированные рабочие). 2. С учетом полученных коэффициентов матрицы (шаг 1) было произведено распределение общего числа иностранных работников для каждой профессии по уровням образования. 3. Зная количество прибывших и устроившихся на работу зарубежных трудовых мигрантов для каждого уровня образования (шаг 2), был рассчитан уровень покрытия ежегодной дополнительной потребности рынка труда в квалифицированных кадрах за счет этого источника.
14 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Покрытие дополнительной потребности рынка труда Российской Федерации за счет зарубежной трудовой миграции, 2009 год
15 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Параметры спроса и предложения Российского рынка труда в 2009 году
16 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Заключение Экономический рост России ближайшие время осложняется сокращением численности рабочей силы, а, значит, демографический трудоресурсный провал может быть заполнен иностранными работниками. Перспективы российской трудовой миграции определяются состоянием российского рынка труда и перспективами устойчивого развития России. В 2009 году выпускники дневной формы обучения системы профессионального образования не могли обеспечить потребности рынка труда в квалифицированных кадрах. Дефицит кадров с высшим профессиональным образованием составил -15,7%, недостаток квалифицированных кадров с СПО составил 52,8%, с НПО -71,2%. Приток трудовых мигрантов является крайне важным для российского рынка труда, так как мигранты являются неотъемлемым источником рабочей силы. С учетом зарубежной трудовой миграции в Российской Федерации достигается удовлетворение ежегодного дополнительного спроса со стороны рынка труда. Но при этом существует излишний приток низкоквалифицированных рабочих кадров, необходимость которого может быть уменьшена за счет внедрения передовых технологий, для того, чтобы получить запланированные объемы производства. Таким образом, зарубежная трудовая миграция необходима для российского рынка труда, однако при привлечении иностранных граждан следует исходить из действительной потребности российской экономики, не ущемляя при этом интересы российских граждан.
17 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Спасибо за внимание!