"Людей неинтересных в мире нет…" Урок литературы в 8 классе, посвященный 80-летию со дня рождения Василия Макаровича Шукшина
Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974гг.) Пройдут годы, все так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, все так же будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека будет расти, облик его будет в годах все более благороден и светел… Потому что значение художника Шукшина нами еще до конца не осознано. Виктор Астафьев Виктор Астафьев
Эпиграф к уроку …Василий Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер…, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую пронзительную, такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец…замирали в едином порыве... И в том- то и дело, что все вроде бы разносторонние его дарования были объединены одним стремлением, одним порывом – познать душу человека… …Василий Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер…, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую пронзительную, такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец…замирали в едином порыве... И в том- то и дело, что все вроде бы разносторонние его дарования были объединены одним стремлением, одним порывом – познать душу человека… Петр Проскурин Петр Проскурин
Из рабочих записей В.М.Шукшина (Вопросы самому себе.- М., 1981г.) Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла! Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла! Культурный человек…это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант. Культурный человек…это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант.
"…писал он не о деревне. Он о России писал, о ее судьбе. И фильмы его о том же" Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек. Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек.
Шукшин – режиссер, актер 1. Какие из перечисленных фильмов вы видели? 2. Какой фильм и почему понравился вам? 3. Влияло ли на вас то обстоятельство, что в названном вами фильме главную роль играл В.М. Шукшин? 1. Какие из перечисленных фильмов вы видели? 2. Какой фильм и почему понравился вам? 3. Влияло ли на вас то обстоятельство, что в названном вами фильме главную роль играл В.М. Шукшин?
Рассказы "Обида", "Алеша Бесконвойный" Каково общее впечатление? Каково общее впечатление? Какой из рассказов показался наиболее интересным? Какой из рассказов показался наиболее интересным? Почему? Почему? Что вам особенно близко и понятно в изображенных людях, ситуациях, конфликтах? Что вам особенно близко и понятно в изображенных людях, ситуациях, конфликтах? Что показалось забавным, странным, страшным? Что показалось забавным, странным, страшным? Что осталось непонятным? Что осталось непонятным?
Заключение 1. Чем вам запомнился урок? 1. Чем вам запомнился урок? 2. Что нового вы узнали о писателе, актёре, кинорежиссёре В.М.Шукшине? 2. Что нового вы узнали о писателе, актёре, кинорежиссёре В.М.Шукшине? 3. Чем притягательны его герои? 3. Чем притягательны его герои? 4. Как автор относится к своим героям- «исключениям»? К изображенным ситуациям? К людям и жизни в целом? Что ему дорого в них? Чего он не принимает? 4. Как автор относится к своим героям- «исключениям»? К изображенным ситуациям? К людям и жизни в целом? Что ему дорого в них? Чего он не принимает? 5. Какие очевидные приметы писательского мастерства бросились вам в глаза? Назовите их и попытайтесь подтвердить примерами. 5. Какие очевидные приметы писательского мастерства бросились вам в глаза? Назовите их и попытайтесь подтвердить примерами. 6. Что сближает, на ваш взгляд, героев рассказов «Обида» и «Алеша Бесконвойный» или это совершенно разные характеры? 6. Что сближает, на ваш взгляд, героев рассказов «Обида» и «Алеша Бесконвойный» или это совершенно разные характеры?
Вывод Во многих рассказах Шукшина мы встречаемся с «чудиками» - героями с нестандартным мировосприятием, необычными поступками. Отсюда возникают нестандартные ситуации, резко отличающиеся от общепринятых. Они часто остроконфликтны, как в рассказе «Обида», или содержат в себе вызов общепринятой норме, как в «Алеше Бесконвойном». Чаще поступки и действия героев, избранный ими стиль жизни направляет стремление к счастью, к справедливости, духовный поиск. Эти герои Шукшина всей своей внутренней сутью, манерой поведения опровергают устойчивое, усредненное, а то и обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии индивидуальностей, характеров. Во многих рассказах Шукшина мы встречаемся с «чудиками» - героями с нестандартным мировосприятием, необычными поступками. Отсюда возникают нестандартные ситуации, резко отличающиеся от общепринятых. Они часто остроконфликтны, как в рассказе «Обида», или содержат в себе вызов общепринятой норме, как в «Алеше Бесконвойном». Чаще поступки и действия героев, избранный ими стиль жизни направляет стремление к счастью, к справедливости, духовный поиск. Эти герои Шукшина всей своей внутренней сутью, манерой поведения опровергают устойчивое, усредненное, а то и обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии индивидуальностей, характеров. Шукшин абсолютно убеждает нас в том, что «людей неинтересных в мире нет». Шукшин абсолютно убеждает нас в том, что «людей неинтересных в мире нет».
Домашнее задание Рассказы Шукшина кинематографичны, то есть их нетрудно превратить в киносценарий. Попытайтесь сцену в магазине (рассказ «Обида») подать как часть сценария по этому рассказу. В какой последовательности лучше смонтировать несколько общих планов (В магазине. За прилавком продавщица Роза. Перед ней Сашка. Возникающая очередь и т.д.) и крупным планом – лица: Сашка, Роза, человек в плаще, девочка? В какой кадр какие реплики будут отнесены? Рассказы Шукшина кинематографичны, то есть их нетрудно превратить в киносценарий. Попытайтесь сцену в магазине (рассказ «Обида») подать как часть сценария по этому рассказу. В какой последовательности лучше смонтировать несколько общих планов (В магазине. За прилавком продавщица Роза. Перед ней Сашка. Возникающая очередь и т.д.) и крупным планом – лица: Сашка, Роза, человек в плаще, девочка? В какой кадр какие реплики будут отнесены?