ПРИНЦ И КУДЕСНИК «Жил-был юный принц. Он все принимал на веру и только три вещи на свете принять на веру не мог. Он не верил в принцесс, он не верил в острова, он не верил в Бога. Отец его, король, не однажды повторял, что всего этого просто не бывает. А коль скоро в королевстве не водилось ни принцесс, ни островов, да и Бог себя ничем не обнаруживал, юный принц с отцом соглашался. Но вот как-то раз принц сбежал из дворца...» Джон Фаулз «Волхв»
СОВСЕМ НЕ СКАЗКА Свой самый первый роман «Волхв» Джон Фаулз посвятил именно «игре в бога в мире, где его нет» За тысячи лет до Фаулза вопросом, а как бы выглядело всё под солнцем, если бы действительно не было бога задался другой автор Мы знаем его под именем Екклесиаст
Екклесиаст 1:1-3 1:1 Слова Екклесиаста, человека собирающего вокруг себя других людей для проповеди и наставления, сына Давидова, царя в Иерусалиме. 2 Суета сует, бессмысленная бессмыслица, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета, все не имеет смысла! 3 Что проку, человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Какую прибыль в конечном итоге он получит от жизни?
ЕККЛЕСИАСТ 1:4-7 1:4 Поколение уходит, и поколение приходит, а земля пребывает вовеки. 5 Восходит солнце, и заходит солнце, только для того, чтобы в спешке вернуться к месту своему, где оно восходит опять. 6 Дует ветер к югу и по кругу переходит к северу, кружится, кружится на пути своём, и всё дует и дует по кругу. 7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
ЕККЛЕСИАСТ 1:8-11 1:8 Всё в этом мире изнурительно, да так, что и не описать – не может человек понять всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. 9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. 10 Часто можно услышать: «Смотри, вот это новое!»; но это было уже давно и существовало ещё до нас. 11 Нет памяти о прошлом; да и о том, что будет, никто не вспомнит. Никто из будущих поколений не вспомнит тех, кто был прежде.
КТО ТАКОЙ ЕККЛЕСИАСТ? Слово «Екклесиаст» - это греческое название книги, эквивалент слова на иврите «когелет» Нигде в книге не упоминается кем именно был Екклесиаст. На протяжении веков были как сторонники так и противники того, что за этим псевдонимом стоит Соломон Но скорей всего именно он и является автором книги
ЖАНР КНИГИ Относится к книгам мудрости Книга чрезвычайно практична и обращена ко всем людям При этом в первых двух главах дается описание фундаментальной проблемы человечества А в третьем стихе первой главы основной смысл этой проблемы - жизнь бессмысленна, потому что в конце ничем тебя не наградит
ЕККЛЕСИАСТ 1:3 МИР СЛОМАН, В НЁМ ЖИЗНЬ ПРЕВРАТИЛАСЬ В РАБОТУ 1:3 Что проку, человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Какую прибыль в конечном итоге он получит от жизни?
БОРЬБА СОЛОМОНА На протяжении всей книги Екклесиаст борется Со своей смертностью И с тем, что он никогда не знает как выбрать нужный момент, а если вспомнить книгу притч именно в выборе, правильного времени и кроется большая часть мудрости. Именно это и повергает его в практически клиническую депрессию.
СРЕДСТВА И ЦЕЛИ Наш труд не сможет подарить нам смысл бытия, которого мы так жаждем Мудрость не в силах подарить этот смысл Наслаждения не в состоянии заполнить эту бездну Достижения и те не смогут побороть смерть Всё это средства с помощью которых мы можем наслаждаться жизнью, а не цели ради которых стоит жить. Когда средства становятся целями жизнь теряет смысл.
СЛОМАННЫЙ МИР Екклесиаст начинает с самого главного, с того, что БЕЗ БОГА МИР СЛОМАН потому что: 1.Жизнь превращается в работу (1:1-3) 2.Мир превращается в палача (1:4-7) 3.Мы, при этом, становимся слепыми (1:8- 11)
Екклесиаст 1:1-3 1:1 Слова Екклесиаста, человека собирающего вокруг себя других людей для проповеди и наставления, сына Давидова, царя в Иерусалиме. 2 Суета сует, бессмысленная бессмыслица, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета, все не имеет смысла! 3 Что проку, человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Какую прибыль в конечном итоге он получит от жизни?
ДВА ГОЛОСА Всё повествование книги делится на два «голоса»: Повествователя (1:1-11 и 12:8-12) и Екклесиаста (вся остальная книга) Если предположить, что автором был Соломон, то эти два голоса – это Соломон в расцвете своей власти (Екклесиаст) и он же в конце своей жизни (Повествователь) Книга становится тогда не только наставлением, но и исповедью
ИРОНИЗИРУЮЩИЙ ЦАРЬ 5:8 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший и получает свою долю, а над ними еще высший и тот тоже получает свою долю; 9 а выше всех в стране стоит царь, который тоже получает свою долю, ведь он никто иной как «заботящийся о стране».
БЕЗ БОГА МИР СЛОМАН В НЁМ ЖИЗНЬ ПРЕВРАТИЛАСЬ В РАБОТУ Соломон начинает с того, что задаётся весьма прагматичным вопросом: «Какую прибыль получит человек от жизни»? А какой доход мы вообще можем получить от нашего бытия? Чего ищет Соломон и мы с вами?
ЕККЛЕСИАСТ 1:4-7 БЕЗ БОГА МИР СЛОМАН ОН ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МАШИНУ, ПЕРЕЛАМЫВАЮЩУЮ НАС 1:4 Поколение уходит, и поколение приходит, а земля пребывает вовеки. 5 Восходит солнце, и заходит солнце, только для того, чтобы в спешке вернуться к месту своему, где оно восходит опять. 6 Дует ветер к югу и по кругу переходит к северу, кружится, кружится на пути своём, и всё дует и дует по кругу. 7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
СЛОМАННОЕ МИРОЗДАНИЕ В машине мироздания есть: Своя энергосистема: «Восходит солнце, и заходит солнце» Пневматика: «Дует ветер к югу и по кругу переходит к северу» Гидравлика: «Все реки текут в море, но море не переполняется» Но без Бога машина поломана, потому что обращена на то, чтобы перемалывать нас, превращая в прах из поколения в поколение
МИР БЕЗ БОГА Убрав Бога из картины мироздания, мы убрали Творца, управляющего им Но если Бога действительно нет и это естественно для мира быть нашим палачом, почему же нам так трудно свыкнуться с этой мыслью?
СУЕТА СУЕТ «Можно ли представить большую суету из сует, чем земля, созданная ради людей, остается, а люди, господа земли, во мгновение ока превращаются в прах?» Св. Иероним
ЕККЛЕСИАСТ 1:8-11 1:8 Всё в этом мире изнурительно, да так, что и не описать – не может человек понять всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. 9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. 10 Часто можно услышать: «Смотри, вот это новое!»; но это было уже давно и существовало ещё до нас. 11 Нет памяти о прошлом; да и о том, что будет, никто не вспомнит. Никто из будущих поколений не вспомнит тех, кто был прежде.
МЫ НЕ ЗАМЕЧАЕМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ С НАМИ Итак, мир сломан. В нём: 1.Жизнь превращается в работу 2.Мир превращается в палача, и 3.Мы, при этом, становимся слепыми. Мы даже не замечаем, что происходит с нами. «Все вещи в труде», (1) не может человек понять всего, (2) он не видит того, что происходит с ним, и (3) он не слышит того, что происходит с ним, и постоянно ищет эфемерное «новое», которое и призвано дать ответы на все его вопросы
МЫ НЕ ПОНИМАЕМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ С НАМИ 1.«Всё изнурительно...» и мы не понимаем, что происходит 2.Мы не видим, что происходит («не насытится око зрением») 3.Мы не слышим, что происходит («не наполнится ухо слышанием») 4.При этом мы постоянно ищем эфемерное «новое», которое и призвано дать ответы на все наши вопросы («Часто можно услышать: «Смотри, вот это новое!»; но это было уже давно и существовало ещё до нас»)
» ПРИМЕНЕНИЕ Постарайтесь одним предложением сформулировать, к чему именно вы стремитесь в жизни, что является смыслом вашего бытия, и что произойдёт, когда вы достигните этой цели. Как изменились бы ваши жизненные цели и ценности, если бы этот мир не был ограничен только тем, что «под солнцем», то есть только тем, что мы можем ощутить при помощи наших 5 чувств? Что если в этом мире есть Бог?
НО МОЖЕТ БЫТЬ? Но может быть вся проблема именно в том, что мы не достигли пока успеха? Может быть достигнув мудрости мы увидим, что именно в этом и есть смысл жизни? Об этом мы поговорим на следующей неделе