Эффективное юзабилити Геннадий Драгун. EPAM Systems
Юзабилити Исследования пользователей АнализПроектирование и дизайн Контроль качества интерфейса
Форма и содержание Информационная архитектура, Проектирование взаимодействия (содержание) Графический дизайн, Информационный дизайн (форма)
Вкладывать ли в юзабилити?
Причина для вложений УЕ за УГ? Нет, спасибо
Не вкладывали...
«Если вы не можете сделать хороший продукт, то пусть он у вас хотя бы выглядит хорошо.»
ROI дизайна 1.Приносит убытки 2.Окупает себя 3.Приносит прибыль 4.Основное конкурентное преимущество
ROI юзабилити
Выгоды от юзабилити Повышается Производительность Удолетворенность потребителей Выручка и продажи Уменьшаются Время и затраты на разработку Затраты на поддержку Затраты на обучение
Статистическое ROI, II «Во многих организациях выгода от применения юзабилити методов на 1 $ составляет $.» Glib, 1988
Статистическое ROI, II «Среднее увеличение бизнесс метрик после юзабилити редизайна составляет сейчас 83 %.» Якоб Нильсен, 2008
ROI на примерах «Компания SUN Microsystems показала, что вложения в $ способны привести к экономии в $. Каждый вложенный доллар может привести к экономии в $.» Rhodes, 2000
Формула расчета ROI ROI % = Прибыль + Экономия Затраты х 100
Расчет ROI 1. Расчет-предсказание (оценка прибыли/ экономии и оценка затрат) 2.Расчет по результатам Сравнительного тестирования А/В тестирования Реального использования
Мифы ROI юзабилити 1. Обобщения о ROI достоверны 2.Расчет затрат со стороны производителя, а не потребителя 3.Игнорирование влияния иных факторов (функциональность, производительность, маркетинг...) 4.Прямая связь между юзабилити метриками и прибылью 5.Вложения в юзабилити расходуются эффективно 6.Руководство поверит вашим расчетам ROI 7.Юзабилити сокращает сроки на разработку Даниел Розенберг 8.Расчет для проекта, а не процесса 9.ROI ROI
Вопросы
Эффективность вложения
Эффективность юзабилити Источники: D. Norman + Luke Wroblewski + Jared Spool + Clayton M. Christensen Уровень потребностей среднего пользователя Удовлетворенность пользователей/ уровень юзабилити ТехнологияУдобство пользователя 1. Основная функция 2. Дополнительная функциональность 3. Юзабилити 4. Доступность (Цена/ Качество) Время/ вложения
Уменьшение отдачи Отдача Дополнительные вложения
Юзабилити зрелость
Зрелость специалиста 2 года обучения 5 лет практики «Хорошие» проекты Талантливый ментор Эрик Шаффер, 2005
Зрелость отдела, этапы 1.Отсутствие опыта в юзабилити Отдельные специалисты 2.Проектирование и дизайн, но без контроля качества 3.«Партизанские» исследования и тестирование 4.Юзабилити бюджет и планирование Юзабилити отдел 5.Создание отдела 6.Систематические процессы 7.Полное внедрение UCD Идеал? 8.Компания, ориентированная на пользователей Якоб Нильсен, 2006
Зрелость отдела, сроки Отсутствие юзабилити сколько угодно Отдельные специалисты ~7 лет до создания отдела (2-3 года на шаг ) Юзабилити отдел ~13 лет до внедрения UCD (6-7 лет на шаг) Юзабилити-идеал ~20 лет?
Эффективное проектирование
Подходы к качеству (ISO 9126) Внутреннее качество (Инспекции, ревью) Внешнее качество (Тестирование) Качество в использовании (Полевые исследования, статистика использования)
Система качества Внутреннее качество Внешнее качество Качество в использовании Концепция Проектирование Разработка (специалист по юзабилити, веб-аналитик) (специалист по юзабилити, тестировщик, проектировщик,) (аналитик) (проектировщик, дизайнер) (ПМ, архитектор, разработчик) (тестировщик)
Идея Спецификации Схематические макеты Экранные прототипы Интерактивный прототип Приложение Приложение в работе Исследования, инспекции, ревью (Внутреннее качество) Тестирование качественное (Внешнее качество) Тестирование количественное, полевое (Качество в использовании)
Методологии проектирования Проектирование «наугад» Проектирование «для себя» Getting Real, 37 Signals Экспертное проектирование Design by Genius, Apple Проектирование, направленное на деятельность Activity-centered design, Usage-centered design, Larry Constantine, Don Norman Проектирование, направленное на пользователя User-centered design, Goal-centered design, Jacob Nielsen, Alan Cooper Проектирование, основанное на данных Data-Driven Design, Google, NetFlix?
Юзабилити методы Исследования Контекстное исследование (интервью + наблюдение) Опросы Фокус-группы Контроль качества Проектирование с вовлечением пользователей Инспекции и ревью Тестирование юзабилити
Виды юзабилити тестирования Исследовательское (Exploratory/Formative) Оценочное (Assesment/Summative) Проверочное (Validation) Сравнительное (Comparative)
Экономия при тестировании Тестирование Качественное Количественное «Партизанское» Лабораторное Пользователи Внутренние Внешние Выводы Обобщение Статистика
Минимальный набор Прототип Тетрадь Ручка
«Джентельменский» набор Прототип Ноутбук Camtasia, Morae, GoToMeeting… Веб-камера Видео-камера
«Секретные» методы
Стремление и поддержка Поддержка (Руководство, VP, CxO) Стремление и способность (Специалисты)
Цепочка общения Пользователь Заказчик ПокупательАналитик Проектировщик Разработчик Тестировщик 100%70%49%34%24%17%12% Коэффициент передачи информации 70%
Эффективное общение Пользователь Заказчик Покупатель Аналитик Проектировщик Разработчик Тестировщик
«Внутренний» круг Бизнес цели Нужды пользователей ИТ возможности Лидер проекта Бизнес Аналитик Представители заказчика Менеджер проекта Ведущий разработчик Представители пользователей Разработчики интерфейса
Совместная работа Мультидисциплинарные команды Совместное проектирование Соревновательное проектирование Проектирование с привлечением пользователей Peer-review Групповые инспекции Внутренние консультанты
Тестирование или обучение?
Литература
Вопросы