Проект учеников 3 «В» класса МОУ Кинель - Черкасской средней школы 1 Учитель Тихонова С.Н г
ВВЕДЕНИЕ У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; А.С.Пушкин
Путешествие в русскую литературу начинается в самом раннем детстве со «Сказок» Пушкина, место действия которых всегда Древняя Русь с ее рублеными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей.
Сам Пушкин очень любил русские сказки и так отзывался о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Как здорово сначала только слушать пушкинские сказки и рассматривать картинки, а потом читать их самостоятельно, делать к ним иллюстрации, смотреть мультипликационные и художественные фильмы, снятые по их мотивам.
Подготовительный этап. На уроках литературного чтения мы изучаем тему: «Дорогами сказок». Мы узнали: что такое сказка, какие бывают сказки, почему так говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок». Лучшими сказками для ребят всегда будут сказки о животных. Это любимые зверюшки: зайка- трусишка, он же заяц- храброе сердце, медведь косолапый, он же Михаил Потапович. А лису, зная о её хитрости, ласково называют сестричкой или Лиса Патрикеевна. Почему? Можно ли назвать лису доброй? А умной? Нас заинтересовали эти вопросы.
Наша цель – выяснить, что Задачи: выяснить, как в сказках называются сказочные персонажи, а именно заяц, лиса, волк, медведь; выяснить, что повлияло на имя; собрать пословицы, подтверждающие наш выбор; подготовить выставку рисунков, отрывки из сказок, инсценировать любимую сказку.
Планирование Что нужно сделать: каждая группа выбирает своего героя; распределить обязанности в группе; дополнительно прочитать сказки народов мира; составить список имён сказочных героев; подобрать пословицу, подтверждающую главную мысль сказки; подготовить рисунки к сказкам, отрывки из сказок для проведения конкурса «Узнай героя» Обязанности каждого участника в группе: режиссёр – ответственный в группе редакторы – сбор пословиц художники – подготовка рисунков актеры – подготовка сказки и её инсценировка
Исследование « Старик и волк», « Лиса и волк» Волк каждый год линяет, а обычаев не знает. «Волк и семеро козлят», « Свинья и волк» Захотел побыть волк в овечьей шкуре да не вышло. Хвостом виляет, а зубы скалит.
Иван –Царевич и серый волк спасают Елену Прекрасную. «Сказ об Иване – Царевиче, жар – птице и о сером волке». Как проживёшь, так и прослывёшь. Волк умный, нужные советы даёт. Смелость города берёт
На языке мёд, а в сердце лёд. Мягко стелет, да жёстко спать. НЕ рой яму другому, сам в неё попадёшь. «Заячья избушка»
«Колобок» «Лиса Патрикеевна» Речи как мёд, дела как полынь
« Лиса и журавль» Что посеешь, то и пожнёшь. За вину умный винит себя, а глупый – другого.
« Маша и медведь» Научит горюна другая сторона. Жалко медведя надо ему помочь. «Рукавичка» В тесноте, а не в обиде. Всем тесно а врозь холодно.
Неуклюжий, но очень симпатичный медвежонок Винни-Пух любимый герой сказки английского писателя Александера Милна ( ). В 1926 году вышла первая книга о Медвежонке с опилками в голове (по- английски Медведь-с-очень- маленькими-мозгами) На русский язык эту сказку перевел, а вернее, пересказал замечательный детский поэт Борис Заходер ( ). Он научил разговаривать по- русски (да так сочно!) не только самого Винни-Пуха, но и простодушного Пятачка, большого оригинала ослика Иа-Иа, уникальную интеллектуалку Сову, умного и рассудительного кролика, изобретательного и находчивого Кристофера Робина и других персонажей. Придумал чудесные легко запоминающиеся песенки Пуха «пыхтелки, а также ворчалки».
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО СТРАНИЦАМ ПРОЧИТАННЫХ СКАЗОК
Для маленьких Кто из литературных героев сказал: 1 «Терем-теремок! Кто в тереме живёт? 2 «Как выскочу. Как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» 3 « Петушок, петушок, золотой гребешок, Выгляни в окошко – дам тебе горошку» 4 «Кто сидел на моём стуле и сломал его?» 5 «Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!» 6 «Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной тёплой крышей». 7 «Говорю тебе, злодей, Выплюнь солнышко скорей!»
1.Кто из литературных героев сочинил такие стихотворные строки: По амбару метён, По сусекам скребён, На сметане мешён, В печку сажён, На окошке стужён. Не садись на пенёк, Не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке! Куда мой мёд деваться мог? Ведь был полнёхонький горшок! Он убежать никак не мог – Ведь у него же нету ног!
Вставь слово, пропущенное в названии сказки ( русские народные сказки) 1.Иван-царевич и … волк 2.Кот – серый…, козёл да баран. 3.У страха … велики. 4.Лисичка-… и волк. 5.Снегурушка и … 6.… и кувшин. ( сказки братьев Гримм) 1 … и семеро козлят. 2 … Шапочка. 3 Королёк и … 4 … и кот.
не имя красит, а поступки. Мы выяснили, что не имя красит, а поступки. Наши герои вполне заслужили свои сказочные имена. На дорогах сказки мы встретили не только хитрую, безжалостную лису, но и добрую, заботливую маму. А волк удивил нас своей мудростью в сказке «Иван царевич и серый волк». А медведь? Пусть он неуклюжий, зато всегда предложит свою помощь и разрешит спор лесных обитателей.
Наш проект был очень интересным и полезным, ведь мы прочитали столько сказок, пословиц! Учились составлять отзывы о прочитанных книгах, делать выводы,раскрывать смысл пословиц, инсценировать произведения, фантазировать!