«Вальс-минутка» Как известно, Шопен не имел обыкновения как-либо называть свои сочинения. Для слушателя главное, чтобы музыка была выразительной, а название, соответствующее ее настроению, как- нибудь найдется. Например, «Прелюдию» (си-минор) 6 мы называем «Дождливой» или поясняем так: «Правая рука выстукивает однообразный ритм дождевых капель, а левая наносит на этот фон грустную мелодию». Другим примером может служить «Вальс» (ре-бемоль мажор), оп. 64, часть 1, так называемый «Вальс- минутка» (1846 год), посвященный автором графине Дельфине Потоцкой. Почему его так нарекли, никто не знает. Иные уверенно заявляют, что сочинение получило это название потому, что его можно исполнить ровно за одну минуту. Другие говорят, будто наименование означает, что сей вальс не «вальс», а «вальсик», коротенький, как минутка. Соло: Филип Фоуки (фортепьяно).
Ноктюрн (Ми-Бемоль Мажор) В то самое время, когда Шопен публиковал революционные по своей новизне этюды, по сей день являющиеся «пробным камнем» для всех пианистов, им были написаны три ноктюрна, опус 9. Второй из них, Ноктюрн (ми-бемоль мажор), быстро приобрел популярность. Как большая часть произведений Шопена, он тоже был задуман для исполнения на фортепьяно; однако сегодня эта пьеса чаще звучит в оркестровом варианте. Исполнитель: Национальный филармонический оркестр.
Уезжая из Польши в Париж, куда его путь лежал через Вену, Шопен вез с собой некоторые сочинения, которые позже были изданы как цикл из 12 этюдов для фортепьяно, опус 10. Первое издание увидело свет в 1833 году, когда Фридерику было 23 года. Однако уже тогда во всем чувствовалась рука зрелого мастера, вполне освободившегося от узкого понимания этюда как «упражнения для пальцев». Сочиняя технически сложные пьесы, Шопен умел выразить в них свою душу. Этюд 3 (ми-мажор) изначально также был написан для фортепьяно. Из-за трогательной мелодики и меланхолического настроения этюда его иногда называют «Грустью». Биограф польского композитора Герберт Вейншток назвал Этюд 3 (ми-мажор) «самой прекрасной вещью, когда-либо написанной Шопеном», который тоже признавался, что столь же совершенной мелодии ему написать уже никогда не удавалось.
Фридерик Шопен ( ) Шопен -- классик польской музыки. Его имя стоит рядом с именами таких гениальных музыкантов, как И. С. Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский. Одно из замечательных свойств музыки Шопена -- ее доходчивость. Она словно бы идет от >. Этот композитор обладал редким мелодическим даром. Подобно музыке Глинки, произведения Шопена насквозь пронизаны славянскими интонациями, чутким ощущением красоты польской народной песни, польских танцевальных ритмов. При этом источником его мелодического языка были не только старинные крестьянские песни, но и современная ему бытовая песенно-романсовая музыка города, близкая и понятная великому множеству людей.
С жанрами народно-бытовой музыки тесно связаны многие произведения Шопена и в первую очередь его танцевальные пьесы: мазурки, полонезы, вальсы. Из интонаций и мелодических оборотов городских романсов и песен возникают широкие напевные мелодии некоторых его ноктюрнов ( >) и маленьких лирических прелюдий. А также напевные лирические темы многих его больших произведений.
Фридерик Шопен (Frédéric Chopin) ( ) Польский композитор, пианист. Первоначальное музыкальное образование получил у В. Живного, затем обучался под руководством Ю. Эльснера в Высшей музыкальной школе в Варшаве. На формирование мировоззрения композитора оказали влияние борьба за независимость Польши (восстание под руководством Т. Костюшко в 1794, в котором принимал участие отец композитора -- Николай Шопен, выходец из Франции), а также идеи польского литературного романтизма (К. Бродзиньский, А. Мицкевич, Ю. Словацкий). Рано проявившаяся гениальность композитора и пианиста (первые полонезы изданы в 1817) развивалась в творчески насыщенной атмосфере предреволюционной Варшавы, где Шопен усваивал опыт польских композиторов (Ф. Островского, М. Шимановской, М. Огиньского и др.)
В ранних произведениях органично использованы обработки народных мелодий (Большая фантазия на польские темы b-dur для фортепиано с оркестром), освоены жанры фортепианных миниатюр (в т. ч. ноктюрн), а также крупные формы (соната для фортепиано No 1, фортепианное трио). Вершины раннего периода -- 2 концерта для фортепиано с оркестром. Шопен-виртуоз получил признание в Вене, где выступал с концертами в 1829 и После поражения польского восстания ( ) Шопен, связанный с участниками восстания, не смог вернуться на родину и остался до конца жизни в Париже, куда прибыл осенью Париж обогатил его новыми впечатлениями литературной, художественной и музыкальной жизни (знакомство с Г. Гейне, Ж. Санд, А. Мюссе, О. Бальзаком, Э. Делакруа, В. Беллини, Г. Берлиозом, Ф. Листом, Ф. Мендельсоном и др.).
Отказавшись от карьеры виртуоза (Шопен много выступал в открытых концертах только в первые годы жизни в Париже), он сосредоточил свои поиски в области композиторского творчества, создав в х гг. выдающиеся произведения в различных жанрах фортепианной музыки. Их объединяет тема Родины, приобретающая то героико-драматический и трагедийный характер (этюд No 12, прелюдии a-moll и d-moll, скерцо No 1, баллада No 1, соната b-moll с траурным маршем, полонезы es-moll, fis-moll), то глубоко лирический (ноктюрны, мазурки), народно-жанровый (мазурки) или торжественно-триумфальный (полонезы A-dur, As- dur). В произведениях 1840-х гг. эти образы находят гармоничное единение (фантазия f-moll, соната h-moll и др.).
Живший в эпоху жестокой меттерниховской реакции в Австрии, Шуберт явился первым крупнейшим представителем музыкального романтизма. В своих сочинениях он стремился воссоздавать отсутствующий в жизни светлый идеал, запечатлевал тоску по нему, страдания человека в чуждой и враждебной ему общественной обстановке. Сердечность, задушевность музыки Шуберта, свойственные ей непосредственность, «открытость» выражения определялись и личными качествами композитора. Музыка Шуберт тесно связана с народным искусством Австрии (хотя Шуберт редко использовал в своих сочинениях подлинные народные темы), с бытовой музыкой Вены; нашёл отражение в ней и фольклор входивших тогда в Австрийскую империю венгров, славянских народов. В музыке Шуберта главенствует мелодия, большое значение имеют колорит, красочность, обусловившие обогащение гармонии, оркестровки. При всей новизне своей музыки Шуберт сохранил тесную связь с традициями венской классической школы.