Презентация по МХК «Художественные промыслы России» Выполнила ученица 9 «А» класса Абдувахобова Камилла
Введение Вторая половина 19 века с ее выстав - ками, ярмарками, стала временем воз- рождения интереса к древним полузабы- тым русским ремёслам.Изделия народ- ных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведе- ния искусства. Это относится к таким видам ремесел, как вышивка, керамика, художественная обработка металла, камня, дерева, кости. В это время в России складываются или возрождаются художественные школы, получив шие мировую известность.
Дымковская игрушка
В слободе Дымково близ Вятки, где женщи- ны с давних пор были заняты изготовлением, глиняных свистулек в виде коней, всадников, птиц, сохранился художественный промы- сел по изготовлению детских глиняных игру- шек, раскрашенных яркими красками.Дымковские «барыни», «няньки», с пышными воротниками и оборками, яркими юбками пользовались большой популярностью на ярмарках, перекочевывая из деревенских изб в квартиры и музеи тонких ценителей народного искусства.
Куклы - матрёшки
КУКЛЫ -МАТРЕШКИ В конце 19 века в мастерской Московского губернского земства в Троицко- Сергиевом Посаде появился промысел, изделия которого стали символом народной России – деревянные куклы – матрешки. Разъемные расписные матрешки быстро завое- вали популярность.В 1900 г. Русская матрёшка была показана на Парижской всемирной выставке, и мастерская стала выполнять заказы не только для России, но и для других стран. Мастера ухитрялись делать наборы, насчитывающие до 50 фигурок.
ПАВЛОВСКИЕ ПЛАТКИ
Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с кото- рых печатается на ткани рисунок. В росписи павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды.Преобладает молочно –белый, чёрный, красный,темно- синий, вишневый фон.
СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА
Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась ещё во времена Киевской Руси.Но во второй полови не 19 века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами,- производство глазурованных фигурных сосу- дов,подсвечников,украшенных сложной леп- ниной,выполненных в виде диковинного зве- ря или с фигурами птиц, рыб и животных.
ГЖЕЛЬСКАЯ ПОСУДА
Сохранила свое художественное своеобразие гжельская посуда с сочным синим рисунком на белом фоне и полны народного юмора фигурки – статуэтки,выполненные вручную в небольших крестьянских мастерских Легенда гласит, что появление этого уникального промысла связано с церковным расколом и гонениями на старообрядцев. Среди раскольников был старец который, прячась от преследователей, ушел в дремучие заволжские леса и основал мастерскую, в которой изготовлял деревянные чаши,похожие на золотые. А когда преследователи приблизились к его укрытию,собрал он местных деревенских мужиков, передал им свои секреты,отдал краски и кисти и скрылся.
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО
Вологда всегда была одним из центров русского кружевоплетения, а в 19 веке стала самым знаменитым. Вологодские кружева напоминают узоры инея на стекле, или тончайшую паутину, которая порвется от мельчайшего дуновения ветерка. В прежние времена невесты сами плели кружева для приданого. К приезду жениха дом украшали кружевными «постилальниками».
БЕРЕСТА
В 19 веке на хлебницах, ковшах появляется изображение крестьянских домов, посиделок, чаепитий.Все фигуры выполнены крупно,одного размера. Это характерная черта народного искусства, в которой размером подчёркивается значимость персонажей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В художественной культуре второй половины 19 века отчетливо прослеживаются несколько направлений. Источником вдохновения мастеров культуры все в большей степени становятся народное творчество и традиции. В то же время искусство решает задачи просвещения народа, стремясь приобщить к своим достижениям широкие слои населения.