ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА работы ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА работы Учителя начальных классов высшей категории НАДЯЙКИНОЙ ВЕРЫ ИВАНОВНЫ по теме: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого- педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:
построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям; обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности; только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно- ориентированного процесса обучения.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности- раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.
Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно - логический тип мышления. С другой стороны, во внимание принимается индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются.
Её осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует: изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся; определение критериев деления учащихся на группы; умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве; умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности; перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом; умение заменить малоэффективные приёмы дифференциации руководства учением более рациональным.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов: Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы. Проведение диагностики по выработанному критерию. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
1.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА 2.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ 3.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 4.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Различный характер дифференциации и цели этих заданий, позволяют мне течении урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности обучающихся.
Изучив опыт работы учителей-новаторов, считаю, что большие возможности для учета индивидуальных особенностей учащихся предоставляют современные программы и УМК по математике для начальных классов. Программы Н. Б. Истоминой, Л. Г. Петерсон, В. Н. Рудницкой, И. И. Аргинской являются разноуровневыми, в них дифференцируются требования к математической подготовке школьников по каждому году обучения. Материал учебников математики позволяют мне применять различные способы дифференциации.
ВИДЫ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ:
.Разгадай правило и продолжи ряд чисел(работа в кассах цифр). Задания по уровням: Первый уровень: 10,9,8,7,6,…,…,…,…,…. Второй уровень:2,4,6,…,…. Третий уровень: 5,3,6,4,7,5,8,6. - Какое число «лишнее» в каждом ряду? - -Что вы знаете о числе 10? - -Что мы умеем выполнять с двузначными числами?
Выполнение дифференцированного задания по трём уровням. ЗАПИШИ ЦИФРАМИ. Первый уровень: 9 дес.2ед.=… 5дес.9ед.=… 7 дес.=… 4дес.=… 8дес.1ед.=… 3дес.3ед.=… Второй уровень: 3дес.+5дес.=…дес. 4дес.+4дес.=…дес. 9дес.-1дес.=…дес. 10 дес.-2дес.=…дес. Третий уровень: 5дес.+5дес.-6дес.=…дес. 8дес.-6дес.+2дес.=…дес. 9дес.-6дес.+1дес.=…дес.
МОУ « Средняя общеобразовательная школа 15» Города Энгельса Саратовской области 2009 г.