Проблемное обучение. Организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Из опыта работы по проблемно- диалоговому обучению физике Перевозникова Елена Владимировна, учитель физики.
Advertisements

Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Проблемно-поисковые технологии. Педагогический совет
Девиз : «Открывать знания вместе с детьми».. Мельникова Елена Леонидовна Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических.
Создание проблемных ситуаций на уроке и пути их решения Ратушная И.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Пензы.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Русский язык 3 класс ОС «Школа 2100» Учитель: Разумова Ольга Владимировна.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Мастер – класс учителей начальной школы Технология проблемного обучения.
Система дидактических принципов деятельностного метода Маркова Галина Ивановна, учитель математики МАОУ «СОШ2»
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
Тест «Проверяем понимание». 1.Проблемный урок отличается от традиционного: Образовательной целью Учебной деятельностью школьников Конечными результатами.
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками.
«Открывайте знания вместе с детьми…» Технология проблемного обучения Выполнила: Касабуцкая Лариса Николаевна ГБОУ СОШ 548 Декабрь 2014.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить Дистервег.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Транксрипт:

Проблемное обучение

Организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Цель ПО Приобретение знаний, умений и навыков Формирование познавательной самостоятельности учащихся Развитие творческих способностей

Девиз ПО «открывать знания вместе с детьми»

Структура проблемного урока I. Организационный момент 1. Включение детей в деятельность 2. Выделение содержательной области II. Актуализация знаний 1. Воспроизведение понятий, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания 2. Фиксирование затруднения в деятельности по известной норме

Структура проблемного урока III. Постановка учебной проблемы 1. Определение затруднения и его место 2. Определение необходимости нового знания IV. «Открытие» учащимися нового знания 1. Выдвижение гипотезы 2. Проверка гипотезы V. Первичное закрепление VI. Самостоятельная работа

Структура проблемного урока VII. Повторение 1. Включение нового материала в систему знаний 2. Решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала VIII. Итог урока 1. Рефлексия деятельности на уроке 2. Самооценка учащимися собственной деятельности

Постановка учебной проблемы (формулирование вопроса для исследования) Путь к учебной проблеме лежит в создании проблемной ситуации.

В основе проблемных заданий содержатся противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя; между двумя положениями; между ошибочным представлением учащихся и научным фактом

Типы проблемной ситуации 1. « Затруднение» 2. « Удивление»

Проблема Проблема должна быть посильной, т. е. не слишком трудной для решения (иначе она не вызовет интереса и учащиеся попытаются обойти её) и не слишком лёгкой (лёгкие проблемы быстро решаются и недостаточно активизируют мыслительную деятельность учащихся или вовсе не воспринимаются как проблемы).

Пути решения проблемы Побуждающий диалог Подводящий диалог

Побуждающий диалог Побуждающий диалог – это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть к неизвестному. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда.

Признаки побуждающего диалога догадка; скачок к неизвестному; переживание учеником риска; неожиданные ответы; диалог может быть прекращён с появлением нужной мысли ученика

Подводящий диалог Подводящий диалог – это локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения.

Признаки подводящего диалога жёсткий пошаговый ход; переживание учеником открытия в итоговой стадии; отсутствие неожиданных ответов; идёт до конца

Алгоритм подготовки урока 1. Тема урока, новое знание (и его тип). 2. Постановка проблемы. 3. Поиск решения. 4. Продуктивные задания на воспроизведение знаний.

Продуктивные задания 1 тип. На формулирование (темы, вопросов) 2 тип. На составление опорного сигнала (схемы, таблицы) 3 тип. На выражение нового знания в художественной форме (метафоры, загадки, стихотворения)

Художественная форма Запомните эти простые явления: Из твердого в жидкое – это плавление! Обратный процесс, обратите внимание, - отвердевание! А как по-другому? (Уже не сенсация!) - Процесс называется – кристаллизация!

Методы ПО монологический рассуждающий диалогический эвристический исследовательский программированный

Технология ПО: Обеспечивает высокое качество усвоения знаний Развивает интеллект Способствует развитию творческих способностей Воспитывает активную личность Является здоровьесберегающей технологией (снижает риск стресса)

Подводные камни Эту технологию можно использовать только в сильных классах, с высокой культурой общения Можно «уйти в сторону», увлекаясь творческой деятельностью и упуская сущность изучаемых явлений

« Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие» Э.И. Александрова

Монологический метод Учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов; даёт учащимся готовые выводы науки, но делается это в условиях проблемной ситуации.

Рассуждающий метод Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения. Второй вариант – излагая тему, учитель идёт путём поиска и открытия учёного, т. е. создаёт искусственную логику научного поиска путём построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса.

Диалогический метод Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель, в созданной им проблемной ситуации, сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся. Учащиеся участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений и доказательстве гипотез.

Эвристический метод открытие нового закона или правила совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.

Исследовательский метод Организуется учителем путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.

Программированный метод Учащиеся с помощью подготовленных дидактических средств приобретают новые знания и новые действия.