Использование ИКТ для повышения качества знаний учащихся и компетентности педагогов Итоги работы по информатизации системы образования Печорского района в учебном году А.А. Петрова, руководитель РРЦ Печорского района
2 Цитата из выступления Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева "...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий".
3 Этапы развития информатизации образования Внедрение новых образовательных технологий должно идти с поэтапным вовлечением специалистов сферы образования и науки от разработки к апробации на каждой ступени внедрения к дальнейшему широкому применению в повседневном учебном процессе
4 Основные направления развития и внедрения информационно- коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 года
5 Новая школа – базис современного общества Цель – к 2015 году обеспечить переход к масштабному внедрению и использованию новых образовательных технологий
6 Новый педагог Пути решения проблемы: Обеспечение системной переподготовки учителей для массового использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. Формирование системы стимулирования и дополнительной мотивации учителей на создание и применение ЭОР и ЦОР. Создание социальной профессиональной сети учителей, применяющих новые образовательные технологии. Создание сети региональных справочно- методических и ресурсных центров для распространения лучшего опыта и поддержки учителей на местах по использованию новых технологий.
7 Пути решения проблемы: Содержание и качество Разработка нового электронного контента в рамках стандартов 2- го поколения. Технологии поддержки индивидуальных образовательных траекторий для талантливых детей. Формирование единой среды для поддержки коллективной работы и создания контента. Популяризация новых образовательных технологий.
8 Пути решения проблемы: Электронная школа Внедрение системы электронных сервисов для учащихся, учителей, родителей общественности: электронный дневник, система управления школой. Обеспечение гарантированной доступности электронных образовательных ресурсов и образовательных сервисов на всей территории РФ. Переход на использование отечественных программных продуктов и продуктов на базе Linux.
9 Обеспечение равного доступа к качественному образованию для детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому Цель – к 2015 году Обеспечить создание полноценной системы дистанционного образования детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому, гарантирующей равные возможности при получении качественного образования.
10 Предполагается реализовать следующие мероприятия: Оснащение детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому, современными компьютерами, оснащенными пакетом системного и прикладного программного обеспечения, а также дополнительным оборудованием устройствами работы, учитывающие особенности физиологических ограничений детей с ограниченными возможностями; Подключение поставленных ПК к сети Интернет с обеспечением широкополосного доступа; Техническая поддержка пользователей и обслуживание поставленных программно- технических средств Адаптация ранее разработанных или разработка новых электронных образовательных ресурсов для использования детьми с ограниченными возможностями; Разработка ЭОРов для профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями Доступ Контент
11 Предполагается реализовать следующие мероприятия: Создание единой социальной интернет- среды взаимодействия детей с ограниченными возможностями как между собой, так и с учителями в рамках дистанционного образования; Оснащение техникой и подключением к сети Интернет учителей, участвующих в дистанционном образовании; Создание методических центров подготовки и поддержки учителей, их обучение. Создание соответствующей методической нормативно-правовой базы. Среда взаимодействия Новые возможности учителей
12 Новым технологиям – новое управление обеспечить соответствие системы управления отраслью современным мировым стандартам Цель к 2015 году: Развитие систем финансового и бухгалтерского учета, учета основных материально-технических средств Создание системы ведения основных регистров и реестров в сфере образования и науки Создание системы учета результатов выполнения мероприятий федеральных целевых программ, мероприятий приоритетного национального проекта Учет и регистрация
13 Новым технологиям – новое управление Создание автоматизированной системы сбора и обработки отраслевой статистики Создание системы управленческой отчетности и мониторинга основных результатов деятельности ведомства и подведомственных структур, исполнения бюджета, реализации федеральных целевых программ и мероприятий приоритетного национального проекта и др. Мониторинг и анализ
14 Новым технологиям – новое управление Развитие единой системы финансового планирования и бюджетирования Создание единой системы управления размещением государственного заказа Планирование и бюджетирование Реализация системы расчета и прогнозирования потребности экономики в специалистах в разрезе отраслей и регионов и формирования заказа на подготовку кадров Создание системы прогнозирования потребности в финансовых ресурсах Прогнозирование и моделирование
15 Распределение функций по реализации стратегии Разработка стратегических направлений Разработка новых стандартов, создание методической и нормативно- правовой базы Создание типовых решений Комплексные инфраструктурные проекты Методология пилотных проектов для дальнейшего масштабирования Мониторинг реализации и анализ лучших практик, механизм их распространения Апробация и внедрение Распространение лучших практик Общественная экспертиза Организация переподготовки кадров Создание сетей региональных методических и ресурсных центров Согласованность мероприятий Федерация Субъекты РФ
16 Утверждён перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию информационного общества в России. 1. Правительству Российской Федерации: а) обеспечить масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и принять меры по методической и технической поддержке педагогов на местах. Срок – 1 декабря 2010 г.; б) создать единую информационную систему Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, предусмотрев в том числе формирование единой базы диссертаций и научных других работ в электронном виде с учётом использования ресурсов Российской государственной библиотеки. Срок – 1 декабря 2012 г.;
17 Утверждён перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию информационного общества в России. в) при утверждении федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего (полного) образования нового поколения предусмотреть включение требований по нормативам обеспечения общеобразовательных учреждений современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением, в том числе для ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде, а также доступом к сети Интернет с использованием системы контентной фильтрации. Срок – 1 декабря 2010г.;
18 Утверждён перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию информационного общества в России г) принять меры, обеспечивающие: исключение любого рода манипуляций; защиту информации от несанкционированного доступа на всех этапах организации, проведения и хранения результатов выпускных экзаменов; минимизацию субъективных факторов оценки успеваемости учащихся; совершенствование компьютерной системы единого государственного экзамена. Срок – 1 декабря 2010г.;
19 Формы подготовки педагогов Печорского района к широкому применению ИКТ в повседневном учебном процессе Дистанционное обучение Сетевое взаимодействие Конференции и конкурсы по ИКТ Виртуальные МО учителей- предметников Институт тьюторства Районный ресурсный центр Консультации в очном и виртуальном режиме
20 Готовность педагогов Печорского района к широкому применению ИКТ в повседневном учебном процессе
21 Лестница успеха педагога Портрет современного педагога: 1. Владеет активными методами обучения и технологией модерации 2. Владеет ИКТ 3. Владеет технологией проектирования урока 4. Умеет управлять мотивацией 5. Занимает активную жизненную позицию 6. Открыт к инновациям 7. Постоянно учится 8. Самостоятельный 9. Партнер для своих учеников и коллег 10. Целеустремленный
22 Рекомендуемые нормативы штатной численности специалистов в области ИКТ СтавкаКоличество учащихся в ОУ Количество компьютеров ОУ, использующихся в учебно- воспитательном процессе 0, , , , более и более
23 Уровень подготовки педагогов Печорского района к работе в ИКТ- насыщенной среде Параметры опроса год год Количество педагогических работников Из них: прошли курсовую подготовку по ИКТ не прошли курсовую подготовку по ИКТ 6332
24 Уровень подготовки педагогов Печорского района к работе в ИКТ- насыщенной среде Используют ИКТ и Интернет- технологии год год Постоянно Иногда Не используют 7335
25 Уровень подготовки педагогов Печорского района к работе в ИКТ- насыщенной среде Уровень готовности к использованию ИКТ Кол-во педагогов ИКТ-осведомленность 96 ИКТ-грамотность 120 ИКТ-компетентность 74 Информационная культура 14 (7 ОУ нет)
26 Использование средств ИКТ педагогами района: Использование средств ИКТ педагогами района: Направление использования средств ИКТ педагогами Количество педагогов Готовят дидактические материалы для урока (распечатанные на бумаге тесты, задания) 227 Создают и используют презентации типа PowerPoint 167 Используют в работе готовые материалы из коллекции ЦОР 149 Проводят уроки в компьютерном классе 82 Используют на уроках несколько компьютеров (ноутбуков) для организации работы в группах 29 Осуществляют контроль успеваемости учащихся (например, с помощью электронных таблиц или специальных сред) 34 Используют средства ИКТ в индивидуальной работе с одаренными детьми, нуждающимися в индивидуальном обучении школьниками 127
27 Направление использования средств ИКТ педагогами Количество педагогов Проводят уроки с использованием Интернет 61 Самостоятельно создают ЦОР (кроме презентаций): электронные учебники, информационные ресурсы сложной структуры, электронные тесты 24 Создают учебные программы по предмету, интегрируя их с ИКТ 17 (? Бельская -5) Ведут дистанционные курсы для учащихся 1 (Кузьминых О.И.) Используют элементы дистанционных форм в работе с учениками (организуют учебные форумы, рассылку домашних заданий по электронной почте) 16 ? Участвуют в телекоммуникационных проектах с учениками, телеконференциях 28 Повышают свою квалификацию дистанционно 93 Участвуют в работе сетевых ВМО, сетевых сообществ 97 - (152)
28 Организационные условия и доступность средств ИКТ: Параметры опроса год год Количество компьютерных классов 13 Количество компьютеров, использующихся для учебных целей Количество учебных кабинетов, оборудованных мультимедийными проекторами 6667 Количество учащихся на 1 компьютер (среднее по району) 139,5 Количество учебных кабинетов, оборудованных интерактивными досками 11
29 Доступ в Интернет: Параметры опроса год год Устойчивый Интернет в ОУ 35 С перебоями 108 Количество учебных кабинетов, куда подведен Интернет 4131 Количество педагогов, которые имеют доступ к Интернет дома 86 (31,9%)118 (43,2%)
30 Обучение педагогов на семинарах-тренингах и заседаниях виртуальных МО на сайте «Открытый класс» в учебном году ОУ Р/яМат- ка Ин.я.Биол. Физ.Хим.н/кТьют.тэоИто го Печорская гимназия Лингвистическ ая гимназия Печорская СОШ Изборский лицей Лавровская СОШ Новоизборская СОШ Киршинская СОШ 2114
31 ОУ Р/я Мат- каИн.я.Биол ФизХимн/кТьютТЭОИтого Паниковская ООШ Ротовская ООШ Митковицкая ООШ 123 Бельская ООШ 1113 Круппская ООШ Школа- интернат Всего (55%) Обучение педагогов на семинарах-тренингах и заседаниях виртуальных МО на сайте «Открытый класс» в учебном году
32 Основные направления деятельности в сообществах: Учебная работа (дистанционные курсы, семинары-тренинги, виртуальные МО, мастер-классы); Проектно-конкурсная деятельность; Создание банка методических материалов по предметам и направлениям учебной и воспитательной работы; Сетевое общение (форумы, виртуальные консультации, блоги); Обратная связь: опросы
33 Базовые принципы организации учебного процесса в режиме сетевого обучения стимулирование самостоятельного мышления; переход от передачи готовых знаний к управлению самостоятельной познавательной деятельностью; информационно-методическое обеспечение обучения; личностно-ориентированный подход; активизация деятельности участников учебного процесса, конструирование знаний; опора на формирование интеллектуальных умений - анализа, синтеза, оценки; обучение в сотрудничестве; обеспечение разных уровней взаимодействия
34 Достижения педагогов района в сфере ИКТ за учебный год в цифрах и фактах: 6 номинаций 49 конкурсантов 31 финалист, в том числе: 14 учащихся, 17 педагогов. Районная конференция-конкурс «ИКТ-компетентность современного учителя»
35 Герасимова Надежда Александровна - Номинация «ИКТ в управлении образованием» - диплом лауреата, III место, Баранова Надежда Николаевна - Номинация «Лучший проект», диплом лауреата, III место, Прохватилова Людмила Петровна - Номинация «Лучший проект», диплом лауреата, III место, Вдовенко Ирина Павловна - номинация «Умные уроки с интерактивной доской Smart», диплом лауреата, 2009 XI областной конкурс разработок по применению ИКТ в образовательной деятельности
36 Добровольская Елена Владимировна – всероссийский конкурс "Первый урок геометрии" в рамках работы сообщества учителей математики "Аргумент" на сайте Открытый класс -1 место, победитель2009. Добровольская Елена Владимировна – всероссийский конкурс «ЦОРы для уроков создаём сами» на сайте Открытый класс 3 место, Баранова Надежда Николаевна – всероссийскийконкурс «Лучшее внеклассное мероприятие», номинация «Интеллектуальные игры» на сайте Открытый класс, 2 место, Морозова Валерия Евгеньевна конкурс - всероссийскийконкурс «Лучшее внеклассное мероприятие», номинация «Интеллектуальные игры» на сайте Открытый класс, 2 место, Достижения педагогов района в сфере ИКТ за учебный год в цифрах и фактах:
37 Достижения педагогов района в сфере ИКТ за учебный год в цифрах и фактах: Добровольская Елена Владимировна - всероссийский конкурс « Лучшее внеклассное мероприятие» номинация «Интеллектуальные игры» на сайте Открытый класс, 2 место, Администраторы школьного сайта Печорской гимназии (Адлер Дмитрий Леонидович, Баранова Надежда Николаевна, Прохватилова Людмила Петровна) - региональный конкурс сетевых ресурсов «Интернет – школа – 21 век», номинация «Лучший сайт образовательного учреждения, созданный различными технологическими средствами» - I место, Баранова Надежда Николаевна, Добровольская Елена Владимировна, Морозова Валерия Евгеньевна - XII областной конкурс разработок по применению ИКТ в образовательной деятельности номинация «Сетевой экстрим» - победители, 2010.
38 Достижения педагогов района в сфере ИКТ за учебный год в цифрах и фактах: Команда «Печерянки» в составе: Добровольская Елена Владимировна, Баранова Надежда Николаевна, Володина Наталья Леонидовна, Прохватилова Людмила Петровна, Демиденко Диана Анатольевна - Всероссийская Педагогическая Интернет – олимпиада «Учитель XXI века» - диплом III степени, Константинова Ирина Андреевна – лауреат Международного конкурса разработок учебных проектов.
39 Важнейшие дела учебного года На муниципальном и школьном уровнях: Повышение ИКТ- компетентности педагогов для дистанционного и сетевого взаимодействия (курсы педагоги, администраторы). Активное использование ИКТ для повышения качества знаний учащихся: начальная школа – переход на стандарты 2-го поколения, работа по программе «Учимся с Intel» Переход на использование отечественных программных продуктов и продуктов на базе Linux Создание районной базы ЦОР (на сайте ИАЦ) Активизация сетевого взаимодействия педагогов района Повышение информационной роли школьных сайтов Мониторинговые исследования качества использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе Региональный квалиметрический мониторинг (РКМ)
40 Адрес сайта:
41 Программа для детей «Учимся с Intel» - тьюторы программы: Печорская гимназия: Володина Н. Л., Прохватилова Л.П., Алексеева О.В. (подразделение Митковицкая ОШ) Лингвистическая гимназия: Конькова С.В., Пинчук Н.Б. Изборский лицей: Мелкова Я.А. Печорская СОШ 3: Вязовченко Н.К. Киршинская СОШ: Дереза М.А. Лавровская СОШ: Кузьмина О.В. Новоизборская СОШ - Маркова С.В. Паниковская ООШ: Добролюбова Т.В. Печорская школа-интернат: Дворниченко Г.А.
42 ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения Курс для руководителя
43