Система оценивания в начальной школе: содержание, технология и формы организации в условиях новых Стандартов Воронцов Алексей Борисович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Контрольно-оценочная деятельность младших школьников По книге А.Б. Воронцова «Педагогическая технология контрольно- оценочной деятельности младших школьников»
Advertisements

МОУ СОШ 93 Степанова Е. М. Педагогические условия и средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Система оценивания результатов реализации ООП НОО.
Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе МОУ «СОШ 7» города Сорочинска.
BB/CFAS/06-04 Занятие 1. BB/CFAS/06-04 План по введению промежуточной («формативной») оценки в школах.
РУКОВОДИТЕЛЬ МПЛ «КОД» ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ПОЧЕТУХИНА Особенности формирующего и констатирующего оценивания в основной (подростковой) школе.
Эволюция оценки: вопросы и возможности Воронцов А.Б. 15 декабря 2012 года.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников Опыт работы учителей начальных классов МОУ СОШ 25 г. Сургут 1.
Воронцов Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, ген.директор Открытого института «Развивающее образование» Федеральный государственный стандарт.
ООП - должна иметь «стержень» (ядро) вокруг которого строится все содержание образования в начальной школе Контроль но- оценочна я самостоят ельность.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Эффективный опыт МАОУ СОШ 7 по управлению формированием универсальных учебных действий Директор МАОУ СОШ 7 Дегтярева Г.А.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Составитель: Е.М. Белорукова, к.п.н., доцент АКИПКРО В презентации использованы материалы Н.Г. Калашниковой, д.п.н., профессора А.М. Соломатина, к.п.н.,
Некоторые формы и процедуры оценивания результатов освоения ООП НОО В.Ф. Красноперова, старший преподаватель кафедры начального образования.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Фаза совместного проектирования и планирования учебного года.
Система безотметочного обучения в 1-2 классах при реализации ФГОС ООН Нина Валентиновна Маркова, учитель начальных классов МОУ «СОШ 8»
Транксрипт:

Система оценивания в начальной школе: содержание, технология и формы организации в условиях новых Стандартов Воронцов Алексей Борисович

Закон РФ «Об образовании» Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса 3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся 3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 16. осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона; Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки 4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки 4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников

Типовое положение об общеобразовательном учреждении в ред. Постановлений Правительства РФ от , от , от ) 43. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации "Об образовании". 43. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации "Об образовании".

Инструкция о ведении школьной документации Приказ Минпроса СССР от «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации » п.5. Учитель обязан контролировать и оценивать знаний, умения и навыки учащихся…. Инструкция о введении пятибалльной отметки в школе Приказ СОВНАРКОМА от 17 апреля 1944 года)

Результаты и качество образования Учебно-предметные компетенции (грамотности) Математическая грамотность Языковая грамотность Естественнонаучная грамотность Грамотность чтения Ключевые компетентности Умения учиться как основа учебной (образовательной компетентности) Учебное сотрудничество как основа коммуникативной компетентности Грамотность чтения информационных текстов как основа информационной компетентности Социальный опыт игра практики Организационна я деятельность Трудовая деятельность Качество образования (социализация и успешность) Сквозные образовательные результаты (инициатива, самостоятельность, ответственность)

СодержаниеФормы организации ОП Результаты Учебная деятельность Учебные предметыУрок, внеурочные формы (консультации, мастерские, учебные занятия, экскурсии и т.п.) Образовательные межпредметные модули Внеурочные формы Социальная практикаВнеурочные формы Учебные курсы (по выбору) Урок, внеурочные формы Внеучебные виды деятельности ИгроваяЗанятия, тренировки, репетиции, лаборатории, проектные группы и т.д. Художест. творчество Организационная Трудовая предметные результаты компетенции Социальный опыт 6

Планируемые и РЕАЛИЗУЕМЫЕ образовательные результаты Результат Что мы делаем, чтобы его получить? Как его увидеть? Основы умения учиться (видеть границу знания-незнания, делать запрос на недостающее знание) Результат Что мы делаем, чтобы его получить? Как его увидеть? Основы учебной самостоятельности (контрольно-оценочная самостоятельность, инициативное действие) Результат Что мы делаем, чтобы его получить? Как его увидеть? Понятийное знание (способы и средства действия ) Результат Что мы делаем, чтобы его получить? Как его увидеть? Учебное сотрудничество (класс как сообщество) 7

Планируемые образовательные результаты Результат Что мы делаем, чтобы его получить? Как его увидеть? Основы умения учиться (видеть границу знания-незнания, делать запрос на недостающее знание) Консультативные и мастерские, ПК «КОД», формирование учебных действий К и О Трехуровневые задачи Результат Что мы делаем, чтобы его получить? Как его увидеть? Основы учебной самостоятельности (контрольно-оценочная самостоятельность, инициативное действие) Самостоятельная работа учащихся как особая линия в предмете, Проектная задача, ПК КОД Результаты самостоятельной работы, презентации, экспертная оценка во время решения ПЗ Результат Что мы делаем, чтобы его получить? Как его увидеть? Понятийное знание (способы и средства действия ) Учебная деятельность, моделирование, предметное содержание Трехуровневые задачи Результат Что мы делаем, чтобы его получить? Как его увидеть? Учебное сотрудничество (класс как сообщество) Решение проектных задач, ПК КОД Экспертная оценка 8

Образовательное пространство всей начальной школы (1-5 класс) Переходная фаза (фаза «запуска») 1 класс (6-7 лет) Основная фаза (фаза решения системы учебных задач) 2-4 класс (8-11 лет) Переходная фаза (рефлексивная) 5 класс Образовательное пространство учебного года Фаза решения учебных задач октябрь Рефлексивна я Фаза апрель-май Фаза «запуска» сентябрь ПУЗРУЗ СРЗ Задача ООП - должна задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе (годовой и пятилетний циклы) 9

КОД и структура образовательного процесса в деятельностной технологии УК Урок презе нтаци я УМ Решение УЗ УЗанятиеРешение КПЗ УМУКУМ ПрЗадПР ДР - линия уроков коллективного решения системы учебных задач года - линия индивидуальной работы учащихся с учителем в школе - линия самостоятельной домашней работы учащихся

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов Приоритеты в КОД каждого субъекта образовательного процесса (см. локальный нормативный акт ОУ): -учитель: формирующее оценивание, направленное на диагностику и коррекцию предметных действий ребенка (без отметки); фиксация динамики в освоении ребенком культурных предметных способов/средств действия (индивидуальный прогресс); - школьная лаборатория (центр) оценки качества образования: стартовая диагностика и итоговое оценивание (итоговые проверочные работы); мониторинг (отслеживание каких-либо отдельных элементов формирования результатов обучения по запросу администрации, самого педагога или родителей) - администрация школы – внутришкольный контроль за выполнением (реализации) ООП и локальных нормативных актов; - учащийся - контрольно-оценочные действия за выполнением домашней самостоятельной работы

Что такое система оценивания в НШ? Формативное оценивание учителя итоговое оценивание школы Самооценивание школьников (контрольно-оценочная самостоятельность) Стартовая диагностика (оценивание) школыо Нормативно- правовое обеспечение Условия обеспечения организации контрольно-оценочной Де Организационно- методическое обеспечение Мониторинговые исследования (внешняя оценка)

Условия для создания системы оценивания в НШ Развести субъектов образовательного процесса (ученик, педагог, администрация); Развести субъектов образовательного процесса (ученик, педагог, администрация); Встроить КОД в содержание образования и организацию ОП; Встроить КОД в содержание образования и организацию ОП; Информационная среда как механизм реализации системы оценивания; Информационная среда как механизм реализации системы оценивания; Разработать локальный нормативный акт по КОД; Разработать локальный нормативный акт по КОД; Создать другие КИМы, учебный план и динамическое расписание; Создать другие КИМы, учебный план и динамическое расписание; Освоить технологию безотметочного обучения Освоить технологию безотметочного обучения

Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников – центральная задача НШ Умение учиться как основа учебной грамотности Содержание обучения как система учебных, конкретно -практических и проектных задач умение определять границу знания и незнания Умение делать точечный вопрос Постановка задачи Решение задачи Действие контроля как индивидуальная способность Действие оценки как индивидуальная способность Содержание обучения через линию домашней самостоятельной работы

Составляющие контрольно- оценочной самостоятельности Умение опознать задачу как новую; Умение опознать задачу как новую; Оценить свои возможности действовать в новой ситуации; Оценить свои возможности действовать в новой ситуации; Отделить известное от неизвестного Отделить известное от неизвестного ( в традиции знание границ ученических возможностей находится в «монопольном ведении» педагога. Сам ученик не ведает, где проходит граница его знаний; Сам ученик обычно не принимает решения о том, что он готов предъявить; Сам ученик никогда не участвует в принятии решения об усвоении темы Сам ученик редко имеет возможность примерить уровень сложности задачи к своим возможностям и потребностям осваивать этот способ

Этапы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников 1 этап - 1 класс переходный от дошкольного к школьному образованию Содержание КОД Результат КОД -Освоение операционного (процессуального) контроля (сопоставление действий учащихся с заданным образцом); -Соотнесение оценки учащегося с оценкой учителя, работа над критериями; - рефлексивная оценка ( знание- незнание) -сравнивать действия (отдельные операции) и результат с готовым образцом; -по критериям оценивать свои действия и соот- носить свою оценку с оценкой учителя; - предъявлять на оценку свои достижения

Продолжение схемы 2 2этап – 2- 4 классы Опробование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества Содержание КОД Результат КОД -Пооперационный контроль как средство определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин ошибок; - Формирование рефлексивного контроля (анализ основания собственного действия); -Формирование прогностической оценки (работа по выбору заданий) -Определять возможные «ошибкоопасные» места; -Устанавливать возможные причины ошибок и намечать план их ликвидации; -Устанавливать границу применимости СД; -Классифицировать задания по уровню сложности, выбирать объем и уровень сложности.

Продолжение схемы 2 З этап – 4- 5 классы Переходный от начальной к основной школе (рефлексивный этап) Содержание КОД Результат КОД -Определение критериев оценки (что будет проверяться); -составление проверочных заданий ( в том числе и с «ловушкой»); -выделение сложности задания; -Создание образца для проверки; -Характеристика ошибок и их причины; - Составление корректировочных заданий -выход на полный цикл КОД; -Сформированность КОД как основы учебной самостоятельности для основной школы

Виды контрольно-оценочной деятельности учащихся в ходе учебного года Фаза совместной постановки и планирования задач года ( сентябрь месяц ) Содержание КОД Результаты КОД -Ретроспективная оценка уровня актуальных знаний и способов действий (стартовая работа); -Диагностический (пооперационный контроль) с целью выявления возможных причин ошибок; -Самостоятельная работа учащихся по индивидуаль ной коррекции проблем учащихся; -рефлексивная оценка (определение границы «знания-незнания» в стартовой работы -Ликвидация ошибок и затруднений по стартовой работе; -констатирующая оценка «стартового» уровня; - Составление «карты» проблем и вопросов

Продолжение схемы 3 Фаза решения учебных задач года ( октябрь – середина апреля ) Содержание КОД Результаты КОД -рефлексивный контроль и оценка применимости известных учащимся знаний и способов действий; -пооперационный контроль в ходе освоения способа действия; -результативный контроль и констатирующая оценка результата и его соотнесение с поставленной задачей; - работа в разных пространствах («место на оценку», «место тренировки» -Фиксация или принятие учебной задачи; - Освоение операционального состава СД; -Предъявление своих результатов; - Определение возможных причин ошибок и КР

Продолжение схемы 3 Рефлексивная фаза учебного года ( май месяц ) Содержание КОД Результаты КОД -Анализ выполнения задач года на основе итоговой работы и тетради «Мои достижения по…» -Рефлексия пути (маршрута) движения класса по решению задач года; -Выбор (подбор) личных «продуктов» учащихся за год для создания «портфеля»; -публичная демонстрация личных достижений учащихся -Личный «прирост» в знаниях и развитии учащихся; -«карта» знаний; -«портфель» ученика; - результаты рефлексивных сочинений

Уровни учебных способов действий функциональный уровень (формирование нового способа действия) рефлексивный уровень (трансформация известного способа действия) репродуктивный уровень (действия по образцу) пройденная часть учебной программы Диагностика меры присвоения культурных средств/способов действия в образовательной модели «культурного развития» (группа П.Г.Нежнова) Особенности инструмента

Особенность инструмента Задача 1Задача 2Задача N … Задание 1.1 Задание 1.2 Задание 1.3 Задание 2.1 Задание 2.2 Задание 2.3 Задание n.1 Задание n.2 Задание n.3 Предмет тестирования – мера присвоения культурных средств и соответствующих им способов действия Содержательная основа теста – технологическая матрица (система средств/способов ориентировки действия в данной предметной области)

Принятие управленческих решений

BB/CFAS/06-04 В центре внимания деятельности педагогов НШ - развитие промежуточной оценки – знание процессов, происходящих в классе. Какая часть обучения проводится в составе всего класса? Какая часть обучения проводится в группах? Какая часть обучения проводится по индивидуальным программам?

BB/CFAS/06-04 Выполнение оценки следует рассматривать в качестве одного из основных профессиональных навыков учителя.

BB/CFAS/06-04 Промежуточная оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

BB/CFAS/06-04 Цель промежуточной оценки - улучшить результаты каждого отдельно взятого ученика.

BB/CFAS/06-04 Промежуточная оценка вовлекает учеников в процесс оценки собственных результатов.

BB/CFAS/06-04 Оценка, способствующая обучению, направлена на перспективу. Целесообразнее строить её на комментариях, так как отметки у многих учеников способны снизить мотивацию.

BB/CFAS/06-04 Самооценка учеников Для того, чтобы промежуточная оценка была результативной, ученики должны быть обучены тому, как проводить оценку собственных результатов; это позволит им уяснить основные цели обучения и понять, что им нужно сделать для достижения результата.

BB/CFAS/06-04 Ученикам следует помогать в формировании навыков и привычки к самоанализу, чтобы они могли использовать самоконтроль.

Принципы формирующей оценки: в качестве оценки используются только комментарии; в качестве оценки используются только комментарии; критерии (цели/результаты) доводятся до учащихся; критерии (цели/результаты) доводятся до учащихся; оценка учениками собственных результатов и оценка их достижений одноклассниками; оценка учениками собственных результатов и оценка их достижений одноклассниками; Учащиеся получают четкие указания относительно того, что они достигли и того, как улучшить свои результаты; Учащиеся получают четкие указания относительно того, что они достигли и того, как улучшить свои результаты; мотивация учащихся: они понимают цели обучения и разделяют стремление достичь их; мотивация учащихся: они понимают цели обучения и разделяют стремление достичь их; обратная связь побуждает к размышлению и помогает измениться ученику, так и учителю. обратная связь побуждает к размышлению и помогает измениться ученику, так и учителю.

Знают ли ученики о том, что делает их работу качественной? Спросите их: Когда вы понимаете, что сделали качественную работу? Можете назвать то, что делает ее качественной?Когда вы понимаете, что сделали качественную работу? Можете назвать то, что делает ее качественной? Когда я пишу комментарий или ставлю пометки в вашей работе, всегда ли вы понимаете, что я имею ввиду? Вы знаете, почему я это делаю? Всегда ли вы понимаете, что вам нужно сделать/о чем подумать?Когда я пишу комментарий или ставлю пометки в вашей работе, всегда ли вы понимаете, что я имею ввиду? Вы знаете, почему я это делаю? Всегда ли вы понимаете, что вам нужно сделать/о чем подумать? Как вы относитесь к комментариям? Бываете ли вы удивлены моими комментариями к вашей работе?Как вы относитесь к комментариям? Бываете ли вы удивлены моими комментариями к вашей работе? Бываете ли вы довольны выполненной работой? Можете вспомнить задание, которое, на ваш взгляд, вы сделали особенно хорошо? А можете вспомнить, почему вы сочли его хорошим?Бываете ли вы довольны выполненной работой? Можете вспомнить задание, которое, на ваш взгляд, вы сделали особенно хорошо? А можете вспомнить, почему вы сочли его хорошим? Вы когда-нибудь спрашиваете мнение друзей о вашей работе? Их отзывы вам помогают? Вы когда-нибудь сравниваете их работу со своей?Вы когда-нибудь спрашиваете мнение друзей о вашей работе? Их отзывы вам помогают? Вы когда-нибудь сравниваете их работу со своей? Как может оценка учителя помочь вам и далее повышать результаты обучения?Как может оценка учителя помочь вам и далее повышать результаты обучения?

Оценивание достижений Носит описательный характер (необходимо продумывать какое описание наиболее соответствует успеваемости ученика) Носит описательный характер (необходимо продумывать какое описание наиболее соответствует успеваемости ученика) уровневое описание включает описание прогресса в достижениях за определенный период времени уровневое описание включает описание прогресса в достижениях за определенный период времени

BB/CFAS/06-04 Стили обучения в составе всего класса? Стили обучения в (малых) группах? Стили дифференцированного преподавания и программы обучения? Стили программ индивидуального обучения?

BB/CFAS/06-04 Учителям необходимо подумать над тем, как эффективно планировать и применять текущую оценку в интересах повышения образовательных результатов.

BB/CFAS/06-04 В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным.

BB/CFAS/06-04 Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и знать, когда они их достигают. Благодаря этому у учеников развивается ощущение прогресса.

BB/CFAS/06-04 Для того, чтобы успешно планировать прогресс, учителю необходимо: иметь чёткое представление о конкретных трудностях в обучении, которые испытывает каждый ученик

BB/CFAS/06-04 планировать последующие шаги в процессе преподавания, чтобы преодолеть такие индивидуальные трудности;

BB/CFAS/06-04 вести тщательный и конкретный учёт индивидуальных достижений учеников;

BB/CFAS/06-04 планировать последующие шаги в процессе преподавания, чтобы преодолеть такие индивидуальные трудности;

BB/CFAS/06-04 использовать результаты такого учёта для разработки и планирования программы преподавания.

BB/CFAS/06-04 Организация работы в классе: модель 1 Класс заниматся математикой, но ученики разбиты на 3-4 группы. Каждая группа выполняет задание, которое подобрано с учётом уровня образовательных достижений учеников, входящих в группу. В этой модели используется дифференцированная учебная программа. Учитель может начать урок, обратившись ко всему классу. Затем учитель распределяет своё внимание между группами и помогает отдельным ученикам.

BB/CFAS/06-04 Организация работы в классе: модель 2 Класс делится на группы, выполняющие 3-4 разных задания в рамках сбалансированной учебной программы. Учитель плотно работает с одной из групп, осуществляя контроль за работой в других.

BB/CFAS/06-04 Организация работы в классе: модель 3 Многие ученики выполняют задания по собственному выбору из плана урока, предложенного учителем. Такая модель даёт учителю возможность в большей степени использовать индивидуальный подход в работе с учениками.

BB/CFAS/06-04 На определённых этапах образовательные достижения учеников той или иной возрастной группы подлежат систематической оценке и обобщению. Этот процесс называют итоговой («суммативной») оценкой.