1 Учебно-методический совет МАИ АУДИТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НИУ МАИ СЕМИНАР 14 Москва, МАИ, 21 февраля 2012
22 Аудит образовательных программ 1.Создание комиссий из представителей учебно- методических комиссий и администрации учебной части; 2.Внутренняя перекрестная проверка нарушений требований законодательства Российской Федерации в области образования и образовательных стандартов; 3.Внутренняя проверка состояния разработки учебно- методической документации, разработанной кафедрами; 4.Разработка план-графика и мер по устранению выявленных нарушений;
33 Нарушения, выявленные Рособрнадзором при проверках ВУЗов 1.Нарушения требований законодательства Российской Федерации в области образования в части порядка выдачи документов государственного образца об образовании; 2.Нарушения требований законодательства Российской Федерации в области образования в части проведения итоговой государственной аттестации; организации работы государственных аттестационных комиссий; 3.Нарушения требований государственных образовательных стандартов (в части содержания подготовки обучающихся и выпускников); 4.Нарушения обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности
44 Нарушения в части порядка выдачи документов государственного образца об образовании 1.Выдача документов гос. образца не подтверждается соответствующим решением ГАК 2.Не выдаются в установленный срок документы об образовании лицам, прошедшим ИГА 3.Оформление книг регистрации выдаваемых документов гос. образца не соответствуют установленным требованиям 4.В личных делах выпускников отсутствуют копии выданных документов гос. образца об образовании, а также копии приложений к дипломам 5.Приложения к дипломам оформляются с нарушением установленных требований (отсутствуют: тема ВКР, кол-во недель, оценка, обязательные и факультативные дисциплины, форма обучения) 6.Кол-во часов, указанное в приложении, меньше предусмотренного ГОС ВПО 7.В приложениях для лиц, освоивших ООП в сокращенных сроки, не внесены переаттестованные или перезачтенные дисциплины и запись «ОП освоена по ускоренной (сокращенной программе)» 8.В приложениях присутствуют сокращенные названия дисциплин 9.В документах гос. образца присутствуют исправления 10.Допускается выдача документов гос. образца другому лицу без предоставления доверенности 11.Допускается выдача документов гос. образца по не аккредитованным направлениям (специальностям) 12.Решение ГАК о присвоении квалификации и выдаче диплома по результатам междисциплинарного экзамена при отсутствии ВКР, предусмотренной ГОС ВПО
55 Нарушения в части проведения ИГА и организации работы ГАК 1.Порядок проведения гос. аттестационных испытаний разработан и доведен до студентов с нарушением сроков 2.К ИГА допущены лица, не завершившие в полном объеме освоение ООП 3.Отсутствует распорядительный акт уполномоченного органа об утверждении председателя ГАК 4.В состав ГАК филиала не входит представитель ВУЗа в качестве заместителя 5.Не ведутся протоколы по итогам сдачи итогового гос. экзамена и защиты ВКР 6.Отсутствуют отчеты о работе ГАК
66 Нарушения требований государственных образовательных стандартов 1.Нарушены сроки освоения ООП, предусмотренные ГОС ВПО и ФГОС ВПО 2.Отсутствуют методические материалы, обеспечивающие реализацию ООП 3.Отсутствуют учебные планы на все формы обучения в соответствии с ГОС ВПО и ФГОС ВПО 4.График ООП не соответствует ГОС ВПО или ФГОС ВПО 5.Отсутствуют индивидуальные учебные планы для обучающихся по сокращенным (ускоренным) ОП 6.Отсутствуют программы практик 7.Содержание рабочих программ не обновляются ежегодно 8.Отсутствуют обязательные дисциплины в циклах дисциплин 9.Рабочие программы не содержат в полном объеме дидактические единицы ГОС ВПО 10.Нарушена структура ООП в части объема циклов, компонентов и дисциплин в соответствии с ГОС ВПО или ФГОС ВПО 11.Объем АЗ в год в заочной форме меньше установленного ГОС ВПО 12.В учебном плане отсутствуют дисциплины по выбору студентов 13.Нарушены ограничения ООП в части процента АЗ, лекций в соответствии с ГОС ВПО или ФГОС ВПО 14.Нарушено максимальное кол-во экзаменов и зачетов в соответствии с Типовым положением или ГОС ВПО 15.Графиком учебного процесса не предусмотрено время на подготовку ВКР 16.Не выполняются нормативы недельной общей и аудиторной нагрузки, установленные ГОС ВПО или ФГОС ВПО
77 Нарушения обязательных лицензионных требований и условий 1.Общая укомплектованность штатов ППС доля ППС с учеными степенями и званиями, привлеченных к ведению образовательного процесса не соответствует лицензионным показателям 2.Обеспеченность учебной, учебно-методической литературой и иными библиотечно-информационными ресурсами не соответствует требованиям ГОС ВПО или ФГОС ВПО и актам Минобрнауки 3.Расписание занятий не соответствует утвержденному учебному плану
88 Нарушения по учебно-методической документации ООП выпускающей кафедры 1.Отсутствуют утвержденные учебные планы на все года набора и все формы обучения в соответствии с ГОС ВПО и ФГОС ВПО 2.Отсутствуют утвержденные семестровые учебные планы на курсы обучения, по которым ведется учебный процесс по всем формам обучения 3.Отсутствуют методические рекомендации по ИГА 4.Отсутствуют утвержденные рабочие программы дисциплин по ГОС ВПО 5.Отсутствуют утвержденные рабочие программы дисциплин по ФГОС ВПО
99 Нарушения по учебно-методической документации ООП обеспечивающей кафедры 1.Отсутствуют утвержденные рабочие программы дисциплин по ГОС ВПО 2.Отсутствуют утвержденные рабочие программы дисциплин по ФГОС ВПО 3.Отсутствуют утвержденные рабочие программы практик по ГОС ВПО 4.Отсутствуют утвержденные рабочие программы практик по ФГОС ВПО 5.Отсутствуют учебные, учебно-методические пособия или тексты лекций 6.Отсутствуют методические рекомендации по ПЗ 7.Отсутствуют методические рекомендации и варианты ЛР 8.Отсутствуют методические рекомендации и варианты КП/КР/РГР/РР/Реф/ДЗ 9.Отсутствуют тесты по рубежному контролю 10.Отсутствуют экзаменационные билеты и вопросы к зачету
10 УИРС – цели и задачи Реализовать принцип непрерывного инженерного образования, увязав изучение дисциплин ООП с конечной целью обучения и будущей трудовой деятельностью; Научить студента подбирать материалы по теме исследований, проводить их анализ, осуществлять прогноз путей развития проблематики и обобщать результаты изучения материалов; Научить студента выбору критериев оценки результатов исследований; Научить студента разработке алгоритмов решения поставленных задач; Научить студента обобщению результатов исследований; Научить студента оформлению отчетов по исследованию
11 Концепция УИРС, вариант 1 Привязать УИРС к КР/КП, проводимых для студентов с 3 по 10 семестры; Назначить каждому студенту (группе студентов) научного руководителя с выпускающей кафедры; Обязать научного руководителя выбрать тематику дипломной работы и согласовывать задания на КР/КП с преподавателем по обеспечивающей кафедре; Обязать студента отдельно предоставлять отчет по УИРС помимо КР/КП в рамках подготовки к дипломному проектированию Увеличить на 1 час оплату КР/КП научному руководителю или оплачивать УИРС в зачетных единицах
12 Концепция УИРС, вариант 2 Ввести обязательные междисциплинарные курсы, обеспечивающие достижение основных целей УИРС на младших курсах: «Основы научных исследований», «Библиотечное дело и патенты» и т.п. Назначить каждому студенту (группе студентов) научного руководителя с выпускающей кафедры только начиная с 3-4 курса; Обязать научного руководителя выбрать тематику дипломной работы и согласовывать (проводить) задания на КР/КП выпускающей кафедре; Обязать студента отдельно предоставлять отчет по УИРС помимо КР/КП в рамках подготовки к дипломному проектированию Оплату УИРС на младших курсах осуществлять обеспечивающей кафедре, на старших – выпускающей
13 Концепция УИРС, вариант учебно-проектных лабораторий Цели концепции: Применение исследовательских и проектных коллективных технологий обучения для повышения мотивации и формирования целенаправленных навыков самообучения; Переход на модульную систему обучения; Формирование индивидуальных образовательных траекторий в модульно- ориентированном подходе; Идея концепции: Реорганизация учебного процесса на базе поэтапного рассмотрения проектов предметной области модуля; Комплексное обучение студентов в процессе выполнения проекта на основе индивидуальных и коллективных консультаций в рамках регламента работ, определенных преподавателем; Формирование конкурирующей среды проектного коллектива, выработка новых форм мотивации студентов; Оценка результатов обучения на основе естественных рейтинговых систем и защиты результатов выполнения проектов;
14 Набор проектных заданий в рамках модуля (курса); Жесткая регламентация и планирование работ в соответствии с профессиональными стандартами Заказчика; Последовательное увеличение сложности проекта, инкрементный характер обучения; Проведение традиционных занятий в рамках выполняемых проектов; Возможность подключения консультантов (преподавателей кафедры) Обязательное представление результатов работы в виде отчета по проекту; Информационное обеспечение проектирования на основе электронного документооборота и конференций; Организация и проведение защиты проектов; Принципы организации учебно-проектных лабораторий
15 Проблемы магистратуры 1.Отсутствие нормативной базы министерства по расчету нагрузки ППС на магистрантов; 2.Малая (вплоть до 1 человека) численность группы по магистерским программам; 3.Большое количество дисциплин, включая лекционную нагрузку, практические занятия, лабораторные работы 4.Неверное распределение занятий по иностранному языку Следствия 1.Нехватка средств на оплату по формальной нагрузки ППС по семестровым планам 1 семестра; 2.Нежелание обеспечивающих кафедр выполнять маленькую нагрузку (особенно по иностранному языку); 3.Разочарование магистрантов в процессе подготовки, имиджевые последствия
16 ООП магистратуры – общие решения 1.Сформировать потоки для практических занятий по иностранному языку в пределах направлений (численность приведенных групп чел.) 2.Определить минимальный объем дисциплин в вариативной части 3 з.е. 3.Ввести обязательный курс «Основы научных исследований» 4.Сформировать в рамках укрупненных групп специальностей или родственных направлений набор дисциплин или модулей, закрывающих основные профессиональные компетенции
17 Концепция ДВС – возможные решения 1.Альтернативы ДВС на одной кафедре, заведующий обеспечивающий кафедрой обязан сформировать подгруппы и обеспечить проведение занятий. Проблемы: расчет нагрузки на ППС (требуется обеспечить минимальное кол-во студентов в подгруппе), формирование новых подгрупп деканатами по заявкам кафедры, индивидуальные учебные планы для каждого студента, сложности с формированием расписания 2.Пакет ДВС от различных кафедр для потоков в рамках направления подготовки. Проблемы: сложность в обеспечении результатов обучения, индивидуальные учебные планы для групп 3.Привязка ДВС к курсовым работам. Проблемы: сложность в обеспечении результатов обучения, нехватка ППС, индивидуальные учебные планы для студентов
18 ООП аспирантуры – общие положения Федеральные государственные требования: Обязательные дисциплины: 11 з.е. из них История и философия науки – 2.з.е. только АЗ Иностранный язык – 2 з.е. только АЗ Спец. дисциплина - 2 з.е. Дисциплины по выбору студента – 5 з.е. Факультативы – 13 з.е. (не обязательны, могут быть перенесены в обязательные дисциплины полностью или частично) Практика – 3 з.е. (в МАИ - педагогическая) НИР и выполнение диссертации – 165 з.е. Кандидатские экзамены – 3 з.е. (по 1з.е. на каждый экзамен) Подготовка к защите – 15 з.е.
19 ООП аспирантуры – предложения 1.Добавить по 1 з.е. для трех обязательных дисциплин на СРС 2.Добавить 1 з.е. на дисциплины по выбору аспиранта 3.Установить объем факультативных дисциплин на уровне 8 з.е. (четыре дисциплины по 2 з.е.) 4.Ввести обязательную дисциплину «Основы подготовки диссертации» объемом 1 з.е. 5.Для дисциплин по выбору предложить возможность выбора 2 дисциплин по 3 з.е. из следующего набора: Педагогика и психология высшей школы Методы математического моделирования Новые информационные технологии для решения прикладных задач Методы математической физики и их применение к решению прикладных задач Планирование, организация и автоматизация эксперимента Системный анализ Статистические методы обработки информации Методы вычислительной математики 6.Этот же набор + спец. дисциплины использовать для факультативов
20 Подготовка учебных планов 2012/ Факультетские планы приема на госбюджет набора 2012/13 г.г. 2.Коррекция учебных планов набора 2011/2012 года в целях унификации часов и потоков по общим дисциплинам на основе презентаций учебных дисциплин, представленных обеспечивающими кафедрами до Копирование учебных планов 2011/12 г.г. – коррекция на 2012/13 гг – январь- февраль 2012г. 4.Разработка и утверждение семестровых планов на 1 и 2 курс – март-апрель 2012г.; 5.Особое внимание ДВС!!!
21 Принципы создания учебных планов 1.Версионность – т.е. автоматическое создание версий графиков, учебных и семестровых планов на каждый год обучения с последующей ручной коррекцией плана на следующий год обучения; 2.Ориентированность учебного плана на результаты обучения (т.е. на содержание и связность программ дисциплин, практик) при соблюдении требований стандарта и приказов по МАИ; 3.Сбалансированность АЗ и СРС, желательное уменьшение АЗ; 4.Обязательное согласование учебных планов в учебно-методических комиссиях по циклам (на уровне информационной системы) 5.Последующая индивидуализация семестровых планов для каждого обучающегося – ведение индивидуального учебного плана с регистрацией дисциплин по выбору, переводных долгов и т.п.;
22 Ориентированность на содержание БД компетенций ОС НИУ ФГОС ВПО: компетенции, результаты обучения ОС НИУ МАИ: компетенции, результаты обучения ООП проф. компетенции БД Д.Е. ОС НИУ Учебный план: Перечень и порядок освоения дисциплин; Матрица соответствия компетенций Рабочие программы дисциплин и практик: Содержание; Матрица соответствия компетенций; Контрольно-измерительные материалы Рабочие программы дисциплин и практик: Содержание; Матрица соответствия компетенций; Контрольно-измерительные материалы
23 Проектирование рабочих программ 1.Разработать слой компетенций и соответствующих результатов обучения ОС НИУ МАИ для дисциплины. Cвязать компетенции ОС НИУ МАИ с компетенциями ФГОС ВПО. 2.Определить характер контрольно-измерительных материалов, сделать пример. 3.Разработать для спроектированных компетенций комплект унифицированных дидактических единиц, технологий обучения, определить виды занятий и контроля. 4.Обсудить в соответствующих учебно-методических комиссиях, УМС факультета и института, скорректировать при необходимости. 5.Утвердить и сформировать банк компетенций, дидактических единиц и КИМ ОС НИУ МАИ. 6.Оформить шаблон рабочей программы дисциплины, практики в ИАСУ МАИ. 7.Оформить рабочую программу дисциплины для каждой ООП в ИАСУ МАИ.
24 Обсуждение рабочих программ: первая очередь 1.История 2.Философия 3.Иностранный язык 4.Культурология 5.Социология 6.Психология 7.Политология 8.Русский язык и культура речи 9.Математический анализ 10.Линейная алгебра и аналитическая геометрия 11.Физика 12.Химия 13.Начертательная геометрия 14.Инженерная и компьютерная графика 15.Введение в АРКТ 16.История и методология (философия) науки, техники и технологии 17.Введение в специальность
25 Обучение методического актива кафедр и деканатов 1.Цель занятий: обучить актив ППС кафедр МАИ процессу разработки рабочих программ дисциплин и учебно- методических материалов в ИАСУ МАИ; обучить инспекторов деканата работе в модуле «Электронный деканат». 2.Формат занятий: трехчасовые занятия в ресурсном центре 1го факультета под руководством разработчиков ИАСУ и экспертов факультетов 3.Расписание занятий: понедельник-пятница, , начиная с Первым заместителям деканов в срок до представить списки для формирования учебных групп и окончательного формирования расписания.
26 Разработка переходных и мобилизационных учебных планов 1.Приказ 8 от : разработка мобилизационных и переходных планов для специалитета и бакалавриата. 2.Срок : 22 июня 2012 года 3.Учебные графики для каждого курса подготовки (реализовано в ИАСУ) 4.Учебные планы для каждого курса подготовки 5.Отдельное заседание ведущих методистов по корректировке планов