Открытие семинара проектных коллективов, занятых разработкой ООП ВПО направлений подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура» и «Промышленное рыболовство» уровней бакалавриата и магистратуры ФГОУ ВПО «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» А.А. Недоступ проректор по учебно-методической работе Семинар НМС 16 Июня 2009 г.
ЦЕЛЬ СЕМИНАРОВ Освоение слушателями (проектными коллективами) подходов к решению всего комплекса основных аналити- ческих и проектных задач, связанных с переходом от действующих ООП (в соответствии с ГОС ВПО второго поколения) к новому поколению ООП, реализующих ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура» и «Промышленное рыболовство» уровней бакалавриата и магистратуры
Главные объекты анализа и проектирования (перенастройки) примерные ООП (ПрООП) и ООП базовых вузов УМО (по курируемым УМО направлениям подготовки) в соответствии с требованиями вводимы в действие ФГОС ВПО
Профессорско - преподавательским коллективам КГТУ Профессорско - преподавательским коллективам КГТУ адресованы Оказать методическую помощь при проектировании вузовских компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин, практик в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО нового поколения Оказать методическую помощь при проектировании вузовских компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин, практик в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО нового поколения цель
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФГОС ВПО и реализующие его ПрООП и ООП вузов – взаимосвязанная система комплексных норм качества высшего образования в РФ. ФГОС ВПО: понятие; законодательно-правовые основы; концептуально-методологические основы построения; ФГОС ВПО и действующие ГОС ВПО второго поколения; ФГОС ВПО как новая федеральная (общероссийская) комплексная социальная норма; макет ФГОС ВПО; основные этапы и задачи проектирования; обобщение опыта проектирования; ФГОС ВПО и профессиональные стандарты в РФ; обоснование конкурентоспособности и адекватности социальным и экономическим потребностям разрабатываемых ФГОС ВПО.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Примерная ООП ВПО: понятие; законодательно- нормативные основания для разработки; связи с ФГОС ВПО и ООП вузов; действующие примерные ООП в соответствии с ГОС ВПО второго поколения; общая модель / макет примерной ООП; принципы и подходы к проектированию нового поколения примерных ООП.
Примерная основная образовательная программа (ПрООП) ПрООП в контексте ФГОС ВПО является признанным и достаточно хорошо апробированным в образовательной практике инструментом методического обеспечения деятельности вузов. В условиях перехода к стандартам третьего поколения (нового поколения) ПрООП способна выполнять функцию стабилизации инновационных процессов и, в определенной степени, выступать гарантом качества тех ООП, которые будут разрабатываться на основе ФГОС ВПО.
Примерная основная образовательная программа (ПрООП) ПрООП – система учебно-методических документов, сформированная на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки высшего профессионального образования (ВПО) и рекомендуется вузам для использования при разработке основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП) в части: набора профилей подготовки из числа включенных в Общероссийский классификатор образовательных программ (ОКОП); компетентностно- квалификационной характеристики выпускника; содержания и организации образовательного процесса; ресурсного обеспечения реализации ООП; итоговой аттестации выпускников.
Примерная основная образовательная программа (ПрООП) Цель разработки ПрООП является «методическое обеспечение реализации ФГОС по соответствующему направлению подготовки и разработки Вузом ООП соответствующего уровня ВПО». Таким образом, ПрООП предполагается рассматривать как развивающуюся систему, которая не будет являться «рецептурным» способом задания деятельности (проектирования будущей ООП), а будет предполагать взаимосвязь ПрООП и передового опыта проектирования ООП, их рефлексивного отслеживания (взаимодействия), органичной реализации ПрООП в ООП и установление единых требований к качеству реализации ООП.
Отличительные признаки ПрООП от ООП Отличительные характеристики ПрООПООП Модель выпускника с подробным описанием кластеров компетенций, представленных в ФГОС Модели выпускника, в т.ч. индивидуальные, сопряженные со сроками обучения (по годам и семестрам) Карта общекультурных и профессиональных компетенций базовой части Карта общекультурных и профессиональных компетенций вариативной части Укрупненный банк данных (совокупность) стратегических образовательных технологий Образовательные технологии тактического плана для достижения результатов обучения и воспитания (в виде компетенций/ компетентностей) Совокупность компетенций/компетентностей прогнозного типа (как реакция на изменяющийся рынок труда) Общая совокупность компетенций для всех видов учебно-воспитательной деятельности, в т.ч. самостоятельной работы студентов Дескрипторная форма для оценивания уровней сформированности компетенций/компетентностей Развернутая дескрипторная форма под каждую компетенцию/компетентность
Компетентностно- ориентированные рабочие программы учебных дисциплин, практик в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО Основные понятия Место и роль рабочих программ учебных дисциплин, практик Особенности рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик Общие структуры (макеты) рабочих программ учебных дисциплин, практик (с рекомендациями по содержанию их проектирования) Общие характеристики ООП
Компетентность – способность и готовность индивидуума применять на практике приобретенные знания и умения Компетентность специалиста – способность и готовность осуществлять деятельность в определенных профессиональных условиях, интегрированная характеристика личности, одной из составляющих которой является профессиональная квалификация Компетенция – обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет достигать поставленной цели. Компетенция – «знания в действии» Компетенция = знания + умения + навыки + опыт деятельности время Основные понятия
Уровни деятельности по проектированию Индивидуальный ( разработка рабочих программ ) Коллективный (участие в качестве экспертов) Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной практики Рабочая программа учебной практики Рабочая программа производственной практики Рабочая программа производственной практики Компетентностной модели выпускника Компетентностной модели выпускника программ формирования компетенций программ формирования компетенций Компетентностно- ориентированного учебного плана Компетентностно- ориентированного учебного плана Состава, основного содержания и системно-логических связей Состава, основного содержания и системно-логических связей Календарного учебного графика Календарного учебного графика Сквозных и промежуточных комплексных аттестаций и т.д. Сквозных и промежуточных комплексных аттестаций и т.д.
фокусируют внимание на достижениях студентов, а не преподавателей фокусируют внимание на достижениях студентов, а не преподавателей обеспечивают согласованность программ обеспечивают согласованность программ помогают разработчикам точно определять их ключевые цели помогают разработчикам точно определять их ключевые цели акцентируют связь между преподаванием, обучением и оцениванием акцентируют связь между преподаванием, обучением и оцениванием облегчают проектирование, поскольку делают понятным, в каком месте проявляются системные связи облегчают проектирование, поскольку делают понятным, в каком месте проявляются системные связи Ориентация на результаты образования: Ориентация на результаты образования: «Перенастройка» рабочих программ учебных дисциплин и практик
Исходные данные Исходные данные Рекомендации по организации проектирования Цели процесса проектирования Цели процесса проектирования Планируемые результаты Планируемые результаты Проектные коллективы базового вуза УМО Проектные коллективы базового вуза УМО Принципы проектирования Принципы проектирования Этапы проектирования Этапы проектирования Планируемая продолжительность процесса Планируемая продолжительность процесса
Основа Методических рекомендаций Основа Методических рекомендаций Общие структуры (макеты) рабочих программ учебных дисциплин, практик (с рекомендациями по содержанию их проектирования) Общие структуры (макеты) рабочих программ учебных дисциплин, практик (с рекомендациями по содержанию их проектирования) Общая структура (макет) основной образовательной программы высшего профессионального образования (с рекомендациями по проектированию основных программных документов в его составе) Общая структура (макет) основной образовательной программы высшего профессионального образования (с рекомендациями по проектированию основных программных документов в его составе)
Принципы проектирования рабочих программ учебных дисциплин и практик Принцип системности (соблюдение соответствия целей, содержаний, методов, форм, средств и оценивая результатов деятельности ООП). Принцип преемственности (сохранение элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин и практик в составе ООП). Принцип студентоцентрированности (социально-гуманистическая направленность образовательного процесса). Принцип учета потребностей и интересов заинтересованных сторон (социокультурная и организационно-управленческая норма). Принцип маркетинга (инструмент отражения динамики социально- экономического контекста обучающегося в вузе). Принцип модульности (структурирование содержания образования). Принцип технологизации (активное, инновационное обучение).
Описание результатов образования и их соотнесение с другими компонентами ООП 1.Четкое определение результатов образования. 2.Выбор методов преподавания и обучения, обеспечивающих достижение установленных результатов образования. 3.Оценка результатов образования студентов и проверка того, в какой степени они совпадают с тем, что было запланировано. Компетентностный подход, определяет, прежде всего, требования к результатам образования, что ведет к системным изменениям ООП и ее основных документов, регламентирующих содержание и организацию Образовательного процесса, в том числе по формам обучения, включая учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик, учебно-методические комплексы дисциплин, календарный учебный график. Задачи перенастройки рабочих учебных программ дисциплин и практик:
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН, ПРАКТИК И ВСЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Объектами технологизации в образовательной деятельности должны выступать: цели, содержание, организационные способы восприятия, переработки и представления информации, формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно- профессионального поведения, самоуправления и творческого развития. Продуктами технологизации образовательного процесса (с точки зрения обучающегося) могут выступать личностные социально – и профессионально значимые алгоритмы и стереотипы поведения, мерой целесообразности эффективности которых служит успешность и конкурентоспособность выпускников образовательных учреждений.
Что должно измениться в стиле работы преподавателя? Последствие 1. Бездумное обучение в смысле обучения без включения всего интеллектуального потенциала человека должно просто исчезнуть, значит преподаватель должен не только научиться думать самостоятельно, но и уметь организовывать мыслительную деятельность студентов. А это требует дополнительной его подготовки. Последствие 2. Обучение, построенное только или преимущественно на передаче информации, должно быть заменено или существенно дополнено обучением деятельностью и в деятельности, ориентированной как на настоящее, так и на будущее. Меняется статус преподавателя: передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса.
Что должно измениться в стиле работы преподавателя? Последствие 3. Меняется содержание образования: не информация о деятельности плюс немного деятельности, а деятельность, основанная на информации. При этом в качестве содержания образования выступает и социокультурный контекст, в котором осуществляется жизнедеятельность человека. Важно отметить, что преподаватель, не имеющий собственного практического профессионального опыта вряд ли сможет качественно организовывать и учебную деятельность по освоению профессии. Последствие 4. Изменяются формы взаимодействия обучающих и обучаемых, а также обучаемых между собой. Поскольку деятельность является содержанием обучения, требуются новые формы его организационного освоения. На смену традиционным приходят формы активного, инновационного обучения: игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, разновидности дискуссий, тренинги, самостоятельная и исследовательская работа.
Что должно измениться в стиле работы преподавателя? Последствие 5. Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние и на характер общения преподавателя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личностей в выборе, поступках, ответственности, положительный эмоциональный фон – все это становится перманентной доминантой отношений.
Миссия преподавателя как разработчика компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин и практик, в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО - подготовка компетентных специалистов в соответствии с запросами (требованиями) общества, формирование творческой и социально-активной личности и его профессиональной культуры путем проектирования и реализации образовательных программ разного уровня и направленности с обязательным проведением научных и научно- методических исследований.
Проектирование как особый вид коллективной (командной) деятельности Любое проектирование предполагает работу команды, где под ее формированием принимается процесс целенаправленного «построения» особого способа взаимодействия людей в группе, что позволяет эффективно реализовывать их профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал в соответствии со стратегическими целями проектной команды. Команда в этом случае определяется как группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга и обеспечивающая синергетический эффект в ходе достижения поставленных целей. Менеджмент знаний или управление проектирование интеллектуальным капиталом
Задачи менеджмента знаний 1.Достижение поставленных целей вуза за счет роста интеллектуального капитала и эффективного его использования. 2.Повышение эффективности принимаемых решений. 3.Создание предпосылок для появления инноваций. 4.Использование бенчмаркинга (подход к планированию работы команды) во всех сферах деятельности; 5.Обучение и мотивация сотрудников. 6.Повышение эффективности процессов проектирования, изготовления и маркетинга. Семинары проектных коллективов
Проектный коллектив Направление подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура» Приказ 62 от 07 апреля 2009 г. Гудков А.Л., первый проректор; Устич В.И., проректор по учебной работе; Недоступ А.А., проректор по учебно-методической работе, зам. председателя УМО по образованию в области рыбного хозяйства, зав. кафедрой промышленного рыболовства; Тылик К.В., декан факультета биоресурсов и природопользования, председатель учебно-методического совета; Шибаев С.В., заведующий кафедрой ихтиологии и экологии; Серпунин Г.Г., заведующий кафедрой аквакультуры; Авдеева Е.В., заместитель декана факультета биоресурсов и природопользования; Буруковский Р.Н., заведующий кафедрой ихтиопатологии и гидробиологии; Галыга В.В., заведующий кафедрой истории; Каракозова Э.В., заведующая кафедрой философии и культурологи; Шкодич Л.В., заведующая кафедрой иностранных языков; Зайцев А.А., заведующий кафедрой физической культуры; Грищенко Н.А., заведующий кафедрой социальных наук, педагогики и права; Антипов Ю.Н., заведующий кафедрой высшей математики; Апполинариев В.И., заведующий кафедрой прикладной математики; Сулейманов Р.Х., заведующий кафедрой физики; Сергеева Н.Т., заведующая кафедрой химии; Минько В.М., заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности; Сберегаев Н.А., заведующий кафедрой управления производством; Ульянкин П.Н., заведующий кафедрой экономики и предпринимательства.
Проектный коллектив Направление подготовки «Промышленное рыболовство» Приказ 63 от 07 апреля 2009 г. Гудков А.Л., первый проректор; Устич В.И., проректор по учебной работе; Недоступ А.А., проректор по учебно-методической работе, зам. председателя УМО по образованию в области рыбного хозяйства, зав. кафедрой промышленного рыболовства; Долин Г.М., декан факультета промышленного рыболовства, председатель учебно-методического совета; Галыга В.В., заведующий кафедрой истории; Каракозова Э.В., заведующая кафедрой философии и культурологи; Шкодич Л.В., заведующая кафедрой иностранных языков; Зайцев А.А., заведующий кафедрой физической культуры; Грищенко Н.А., заведующий кафедрой социальных наук, педагогики и права; Антипов Ю.Н., заведующий кафедрой высшей математики; Апполинариев В.И., заведующий кафедрой прикладной математики; Сулейманов Р.Х., заведующий кафедрой физики; Сергеева Н.Т., заведующая кафедрой химии; Шибаев С.В., заведующий кафедрой ихтиологии и экологии; Наумов В.А., заведующий кафедрой водных ресурсов и водопользования; Минько В.М., заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности; Федоров С.В., заведующий кафедрой теории механизмов и машин, деталей машин; Белей В.Ф., заведующий кафедрой электрооборудования судов и электроэнергетики; Сберегаев Н.А., заведующий кафедрой управления производством.
Содержание этапов проектирования ООП ВПО по направлениям подготовки Семинары и консультации для проектного коллектива. Согласование учебных планов направлений подготовки. Разработка первых редакция учебных (рабочих) программ дисциплин по учебным планам направлений подготовки. Разработка первых редакций проектов ООП по направлениям подготовки. Академическая экспертиза ООП ВПО по направлениям подготовки. Доработка проектов ООП ВПО по направлениям подготовки. Обучающие семинары и консультирование разработчиков ООП. Презентации разработанных проектов ООП на заседаниях научно-методического совета университета.
Макеты основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры (набор шаблонов нормативно- методических документов вузовского уровня с рекомендациями по их проектированию)