Подготовила Юдина И.А г.
Семья Друзья Книги Телевидение СМИ Социальная среда Школа Другие взрослые ИнформацияЗнание Новая задача образования: формирование у учащихся информационной компетенции
Вторая половина XIX века – американский философ Джон Дьюи ( ) Концептуальные положения теории Джона Дьюи Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании; Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс; Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения
Условия успешности обучения по Дьюи проблематизация учебного материала; активность ребенка; связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом Методические приемы создания проблемных ситуаций: учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение; сталкивает противоречия в практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает рассмотреть явление с различных точек позиций; побуждает делать сравнения, обобщения, выводы; ставит конкретные вопросы; ставит проблемные задачи
1905 г. – группа сотрудников под руководством С.Т. Шацкого активно использует проектные методы в практике преподавания. Метод проектов при советской власти: учебный материал группируется вокруг комплексов-проектов «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!», «Научимся разводить кур». Результат – «клочкообразное» сообщение учащимся знаний о природе (физика, химия, биология, …), об обществе (обществоведение, история, география, …) 1931 г. – постановление ВКП(б) «О начальной и средней школе». Метод проектов осужден.
Учебный проект Проблема проекта«Почему?» (это важно для меня лично) Актуальность проблемы - мотивация Цель проекта«Зачем?» (мы делаем этот проект) Целеполагание Задачи проекта«Что?» (для этого мы делаем) Постановка задач Методы и способы«Как?» (как мы это можем делать) Выбор способов и методов, планирование Результат«Что получится?» (как решение проблемы) Ожидаемый результат
Метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и др. методики. Метод учебного проекта личностно-ориентированный; деятельностный; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; построенный на принципах проблемного обучения; развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу; здоровьесберегающий.
1.По виду деятельности: Исследовательские; Творческие; Ролево-игровые; Информационные проекты; Практико-ориентированные. 2.Предметно-содержательная область: Монопроект; Межпредметный проект; Надпредметный проект. 3.Продолжительность проекта: Краткосрочный; Средней продолжительности; Долгосрочный.
Адресация 1.Тема 2.Цели: образовательные, воспитательные, развивающие 3.Задачи учебно-педагогические 4.Возраст учащихся 5.Время работы над проектом 6.Режим работы Обеспечение 1.Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение 2.Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально- технические ресурсы) 3.ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы 4.Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте 5.Мотивация к работе Предполагаемые приращения 1.Новое содержание по каждой теме 2.Новые практические приемы 3.Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта 4.Развитие навыков: самостоятельного принятия решений; самостоятельной работы с источниками информации; коммуникативности; мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе, синтезе; самоанализа и рефлексии 5.Воспитание толерантности 6.Расширение кругозора
1 этап – погружение в проект УчительУчащиеся Формулирует: 1.Проблему проекта; 2.Сюжетную ситуацию; 3.Цель и задачи. Осуществляют: 1.Личностное присвоение проблемы; 2.Вживание в ситуацию; 3.Принятие, уточнение и дополнение цели и задачи. 2 этап – организация деятельности УчительУчащиеся Организует деятельность – предлагает: 1.Организовать группы. 2.Распределить амплуа в группах. 3.Спланировать деятельность по решению задачи проекта. 4. Возможные формы презентации результатов. Осуществляют: 1.Разбивку на группы. 2.Распределение ролей в группе. 3.Планирование работы. 4.Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
УчительУчащиеся Не участвует, но: 1.Консультирует учащихся по необходимости. 2.Ненавязчиво контролирует. 3.Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость. 4.Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. Работают активно и самостоятельно: 1.Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща. 2.Консультируются по необходимости. 3. Добывают недостающие знания. 4.Подготавливают презентацию результатов. 3 этап – осуществление деятельности
УчительУчащиеся Принимает отчет: 1.Обобщает и резюмирует полученные результаты. 2.Подводит итоги обучения. 3.Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др. 4.Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др. Демонстрируют: 1.Понимание проблемы, цели и задач. 2.Умение планировать и осуществлять работу. 3.Найденный способ решения проблемы. 4.Рефлексию деятельности и результата. 5.Дают взаимооценку деятельности и ее результативности. 4 этап - презентация
+ навыки самообразования и самоконтроля; + моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат; + навыки групповой деятельности; + индивидуальный подход; + интерес к познавательной деятельности
- возрастает нагрузка на учителя; - ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); - психологические коммуникативные проблемы; - проблема субъективной оценки.
Учитель Ученик 1-й этап 2-й и 3-й этапы Последний этап