Цель урока : Проанализировать основные направления внешней политики России в начале XX века. Выяснить причины, характер, основные этапы, итог Русско –

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внешняя политика России начала XX века. Русско- японская война История России XX века 9 класс.
Advertisements

Методическая разработка по истории (9 класс) по теме: Русско-японская война
Причины войны: Раздел Китая на сферы влияния Раздел Китая на сферы влияния Получение особых прав в Маньчжурии Получение особых прав в Маньчжурии Резкое.
1.Участие в международных конференциях. 2. Участие в создании Антанты. 3. Поддержка национально- освободительного движения на Балканах. 1.Освоение Дальнего.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § Прочитать § 26 и ответить на вопросы перед ним.
Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОБУ «СОШ-68 с углубленным изучением русского языка и математики» г.Оренбурга Стрельцова.
20 октября (1 ноября) октября (1 ноября) (15) марта 1917 Коронация Коронация : 14 (26) мая 1896 Общественно - политическое развитие.
{ Презентацию подготовила: Мещерякова Е.В. МБОУ ВСОШ 3 г. Липецк Русско – японская война 1904 – 1905г. Русско – японская война 1904 – 1905г.
Методическая разработка урока истории. IX класс «Русско-японская война». Автор: Наумова Марина Леонидовна, преподаватель Казанского суворовского военного.
Русско- Японская война гг. Тема урока. Начало русско- японской войны Японский план войны: - добиться превосходства на море - высадка десанта.
1. Империалистическая политика России на Дальнем Востоке. 2. Активизация России в Маньчжурии. 3. Имперские притязании Японии. 4. Протекторат России над.
Внешняя политика. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.
Русско – японская. война (1904 – 1905 ). Положение рабочего класса -11, 5 рабдень (13-14 ч.) -50 % штрафы -За участие в забастовке (2-8 мес. тюрьмы) -Детский.
Русско-японская война 27 января 1904г.-август 1905 г.
РУССКО- ЯПОНСКАЯ ВОЙНА гг.. Автор работы: учитель Зубово- Полянской средней школы 2 БОРИСОВА Т. А.
Причины и последствия русско-японской войны
Проверка д/з – Каковы были личные качества и политические взгляды Николая II? – Чем отличались политические программы С.Ю.Витте и В.К.Плеве? – Что такое.
Тема урока: Внешняя политика России в кон.XIX – нач.XXвв.. Русско – японская война 1904 – 1905 гг.
Русско- японская война Тройственная интервенция Японо-китайская война 1895 г. Захват Кореи Захват Ляодунского полуострова Аренда Порт- Артура.
Выполнил: учитель истории Кожин Олег Викторович г. Саратов МОУ «Лицей 47».
Транксрипт:

Цель урока : Проанализировать основные направления внешней политики России в начале XX века. Выяснить причины, характер, основные этапы, итог Русско – японской войны. Воспитывать чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории.

План : 1.Внешняя политика России в начале XX века. 2.Причины и характер Русско – японской войны гг. 3.Ход военных действий. 4.Итоги и последствия Русско – японской войны. 5.Личности. 6.Отображение войны в литературе и кинематографе. 7.Закрепление 8.Домашнее задание.

Эпиграф урока Эпиграф урока: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…» В. Плеве Сейчас очень немногое может напомнить о той далекой войне. Несколько строчек из песен о гордом "Варяге", вальс "На сопках Маньчжурии", отдельные эпизоды исторических романов - вот, пожалуй, и все. Между тем русско- японская война г. серьёзно повлияла на весь дальнейший ход российской истории и надолго определила отношение России со Страной восходящего солнца.

1.Внешняя политика России в начале XX века Основные направления внешней политики России западноеюжное дальневосточное Отношения с Англией, Францией и Германией. Отношения с Турцией, Ираном. отношения с Китаем, Японией.

Активность России на Дальнем Востоке: Японско – китайская война 1894 г., ультиматум России 1896-русско-китайский оборонительный союз строительство КВЖД 1898-аренда Порт- Артура 1900-ввод русских войск в Маньчжурию 1902-англо-японский союз против России 1903-Япония, проект по Корее и Маньчжурии 25 января 1904 г.- разрыв дипломатических отношений Японии и России

2.Причины и характер Русско – японской войны гг. Причина Русско – японской войны - столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке. Характер войны – захватнический с обеих сторон. Соотношение сил- (Прочитайте отрывки из воспоминаний Б.Л.Романова и Л.И.Деникина) Задание: Сделайте вывод о соотношении сил

3. Ход военных действий 3. Ход военных действий: 26 января 1904 г Начало войны. 27 января 1904 гАтака порт-артурской эскадры японскими миноносцами; гибель "Варяга". апрель 1904 гЯпонцы высадились в Корее и вступили в Маньчжурию. май 1904 гОсада Порт - Артура. август 1904 гСражение под Ляояном сентябрь-октябрь1904 гБитва на р. Шахэ. Из Балтийского моря вышла II-я Тихоокеанская эскадра и направилась на Дальний Восток (адм. Рожественский) ноябрь-декабрь 1904гГероическая оборона Порт - Артура. 19 декабря 1904 гГенерал Стессель сдал крепость японцам февраль 1905 гСражение под Мукденом,. май 1905 гМорское сражение около острова Цусима; гибель эскадры генерала Рожественского. 23 августа 1905 г Портсмутская конференция г.ВарягЛяоянШахэПорт-АртурМукден Цусима Портсмут( г.)

Этапы русско - японской войны : Первый этап ( 26 января 1904 г - август1904 г ) 26 января 1904 г. одновременно с нападением на Порт - Артур японцы атаковали находящиеся в корейском порту Чемульпо крейсер "Варяг" и кайнонерскую лодку "Кореец". 24 февраля 1904 г. в Порт - Артур прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С.О.Макаров под его руководством Тихоокеанская эскадра перешла к активным действиям, но 31 марта разыгралась трагедия. В ходе, которой адмирал погиб. Эти события привели в шоковое состояние все русское командование. Они имели фатальное последствие для дальнейшего хода войны. Новый командующий эскадрой отказался от активных действий на море. Это сказалось на результатах военных операций на суше.

Эпизод из романа А.Степанова «Порт-Артур» Морское сражение у Чемульпо. Литография, 1904 г. Крейсер «Варяг» «…Между тем «Варяг медленно опрокидывался на левый бок. Сотни глаз с затаенным дыханием следили за гибелью героического корабля. Русские матросы, эвакуированные на иностранные суда, с тоской и болью в сердце смотрели на родной «Варяг», которым они привыкли гордиться и на котором только что пережили трагические минуты неравного боя, ежесекундно рискуя своей жизнью… Медленно погружавшийся корабль вдруг на мгновение замер и, вздрогнув всем своим огромным телом, быстро пошел под воду. Все матросы сняли фуражки и закрестились. Многие плакали, не стыдясь своих слез…» Впоследствии о подвиге «Варяга» была написана песня, В честь погибшего боевого корабля один из крейсеров военно-морского флота России обязательно носит гордое имя «Варяг».

Второй этап(сентябрь 1904-февраль 1905 гг.) Оборона Порт - Артура оттягивала значительные силы японцев. 7 месяцев длилась осада, японцы предпринимали многократные штурмы, не прекращали бомбардировок. Но 20 декабря 1904 г. крепость была сдана. По признанию японцев, это стало для них приятным "новогодним сюрпризом».

Фрагмент «Энциклопедии для детей АВАНТА+, т.3» Фрагмент «Энциклопедии для детей АВАНТА+, т.3» «…Русское общество было потрясено вестью о падении Порт-Артура. Его героическая оборона приковала к себе внимание всего мира. Защитники крепости мужественно отражали все атаки. Только с августа по ноябрь они отбили четыре общих штурма; при этом японцы понесли большие потери. Душой обороны крепости был талантливый военачальник генерал Роман Кондратенко. Он понимал, что, пока держится Порт-Артур и сохранён флот, Россия может рассчитывать на победу в войне, поэтому делал всё возможное, чтобы отстоять крепость. 2 декабря Кондратенко погиб. Вскоре после этого начальник Квантунского укреплённого района Стессель, невзирая на протесты многих офицеров и недовольство солдат, подписали акт о капитуляции, хотя возможности обороны не были исчерпаны. 157 дней держалась крепость. Она отвлекала огромные силы противника, не давая ему возможности продолжить наступление в Маньчжурии. В боях за Порт-Артур погибли многие представители старинных самурайских принцев. Немалые потери понес при осаде и неприятельский флот. Падение Порт-Артура вызвало взрыв негодования в России, приблизив начало первой русской революции.»

Морское сражение у Порт-Артура. Литография, 1904 г.

Третий этап(март-август 1905 гг.) Русская 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием З.П.Рожественского Японский флот под командованием адмирала Того 11 броненосцев 10 крейсеров 9 эсминцев 4 броненосца 48 крейсеров 21 эсминец 42 миноносца После сдачи Порт - Артура война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжении бессмысленного похода 2-ой Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского из Кронштадта во Владивосток. Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, происшедшее мая 1905 г. в Корейском проливе у острова Цусима. К утру русская эскадра перестала существовать как боевая единица. Во Владивосток сумели прорваться лишь один крейсер и два эсминца. Никогда еще русский флот не подвергался такому разгрому.

4.Итоги и последствия русско-японской войны Причины поражения России в русско - японской войне: Экономическая и военно- техническая отсталость России. Бездарность командования. Помощь Японии со стороны Англии и США. Нестабильность в стране в связи с революцией. Последствия поражения России в войне с Японией: Общественное недовольство самодержавием, позорно проигравшем войну с Японией; Ослабление позиций России на Дальнем Востоке; Дестабилизация внутриполитической обстановки в России - рост революционной борьбы. Сражения Потери русскихПотери японцев Оборона Порт-Артура чел.убитыми и ранеными чел.убитыми и ранеными Сражение под Ляояном 16500чел.24000чел Сражение под Мукденом 89000чел71000 чел Цусима 5000чел._________

Посредником в переговорах о мире выступил президент США Т.Рузвельт. 27 июля 1905 г.в небольшом приморском городке Портсмуте (США) начались русско-японские переговоры. Главой русской делегации был назначен С.Ю.Витте.

5. Личности. КОНДРАТЕНКО РОМАН ИСИДОРОВИЧ ( ) – Генерал-майор, руководил обороной крепости Порт- Артура. Погиб в декабре 1905 г, защищая крепость. МАКАРОВ СТЕПАН ОСИПОВИЧ (1848/ ) – Флотоводец, океанограф, Руководитель двух кругосветных плаваний. Погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине 31 марта 1904 г. КУРОПАТКИН АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ( ) – Генерал. Один из виновников неподготовленности России к войне с Японией. Показал себя безвольным и бездарным военачальником.

АЛЕКСЕЕВ ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ( ) – Адмирал. В русско-японскую войну главнокомандующий сухопутными и морскими силами (по октябрь 1904). ВЕРЕЩАГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ( ) Русский живописец. Был близок к передвижникам. Погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре. СТЕССЕЛЬ АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ ( ) - Российский военачальник. В русско-японскую войну проявил бездарность и трусость, сдал Порт-Артур противнику. Приговорен военным судом к смертной казни, но был помилован царем.

РОЖЕСТВЕНСКИЙ ЗИНОВИЙ ПЕТРОВИЧ ( ) - Вице-адмирал. Командовал 2-й Тихоокеанской эскадрой, совершившей переход из Балтийского моря на Дальний Восток и разгромленной в Цусимском сражении. РУДНЕВ ВСЕВОЛОД ФЕДОРОВИЧ ( )- Контр-адмирал. Командир крейсера «Варяг». ВИТТЕ СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ ( ) – граф (1905), российский государственный деятель, Подписал Портсмутский мир (1905).

6.Отображение русско-японской войны в литературе и кинематографе. Многие писатели- современики откликнулись на русско-японскую войну. Свое «простое слово» сказал В.Гаршин, который сам был на войне. В Англии была опубликована антивоенная статья Л.Толстого «Одумайтесь!». Своей бессмысленной жестокостью поразила русско-японская война Леонида Андреева, своё негодование он выразил в рассказе «Красный смех» (первоначально «Война»). На тему русско-японской войны в советское время были созданы следующие произведения: «Цусима» Новиков-Прибой, «Путь к Цусиме» Худяков П.К., «Расплата» Семёнов В., «Порт-Артур» Степанов А., «Доблесть русского флота» Озерецкая Е. и многие другие.

7.Закрепление урока. 1.Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф.(«Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…»). 2.Каковы последствия Русско-японской войны? 3.После серии крупных военных поражений в 1904 г. российское общество не могло не задаться вопросом: как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей Россией? Как бы вы ответили на этой вопрос?