1 Планирование исследования. Во всяком деле, чтобы добиться успеха, нужна некоторая доля безумия. Шекспир Уильям, «Генрих IV»
2 Постановка вопросов как план дальнейшей работы Что необходимо сделать, с кем, как и к какому сроку? Какие источники информации необходимо изучить? Какие способы сбора и анализа информации можно использовать? В какой форме или каким способом можно представить результаты работы (формы проекта и исследования)? Каковы процедуры и критерии оценки результатов и процесса проектной и исследовательской деятельности? Как распределить обязанности между членами команды (если проект выполняется группой)?
План – это уже черновое оглавление работы с указанием ее глав и параграфов. План служит основой для последующей оценки автором и научным руководителем соответствия работы целям и задачам проводимого исследования, а также позволяет предварительно провести анализ его результатов и при необходимости внести коррективы в ту или иную часть работы. По этому плану уже можно будет судить об основных положениях содержания будущей исследовательской работы, принципах раскрытия темы, о построении и соотношении объемов отдельных ее частей. 3
4 Исследовательская деятельность - длительный процесс: этап подготовки, практика проведения, анализ, оформление результатов, их публичное представление на конференции. На составление плана влияет выбор вида проекта и исследования.
5 Экология и культура – приоритет безопасности моего края. НОУСОШ «Росинка». Авторы проекта: Пантелей Дмитрий, Прошина Лилия, 7кл. Руководители проекта: Зубкова Елена Михайловна, Деева Елена Николаевна Пример
6 ВопросМероприятия Что необходимо сделать, с кем, как и к какому сроку? 1.Изучить источники информации по вопросу влияния состояния экологии на здоровье человека и окружающую среду – октябрь 2.Обсудить данную информацию с руководителем работы (консультантом) – 1-я пол.ноября 3.Написать 1 главу работы –ноябрь 4.Провести исследование почвы – октябрь 5.Провести фотосъемку почвенного разреза, водоемов, предприятий, свалок и др. – октябрь, ноябрь 6.Провести лабораторное исследование: определение качества питьевой, речной, талой воды методами химического анализа – ноябрь, декабрь, январь 7.Обработать полученные данные и составить приложения: графики, таблицы, диаграммы, фото и др. – ноябрь, декабрь 8.Составить экологический паспорт исследуемого района (формулирование выводов по исследовательской работе) - январь. 9.Написать 2 главу – январь 10.Подготовить работу к предзащите: написание тезисов, рецензий, защитной речи, презентации – февраль 11.Защитить работу – февраль март Какие источники информации необходимо изучить? 1.Научная литература: учебник, энциклопедия, справочник, материалы СМИ 2.Интернет-ресурсы 3.Мнение врачей, жителей данного района и др.
7 Какие способы сбора и анализа информации можно использовать? 1.Определение понятий по данной теме 2.Наблюдение за сезонными изменениями воды, почвы. 3.Эксперимент: лабораторная работа 4.Анкетирование: опрос жителей изучаемого микрорайона и др. района 5.Интервьюирование медицинских работников 6.Сравнение состояния окружающей среды районов г.Москвы 7.Сопоставление полученных данных по исследуемому району с уже имеющимися данными СМИ 8.Обобщение полученных данных 9.Обработка статистических данных 10.Визуализация полученных данных: графики, диаграммы и др. В какой форме или каким способом можно представить результаты работы (формы проекта и исследования)? 1. Реферативная работа 2. Приложения: таблицы, диаграммы, карта - схема, фотографии, рекомендации и др. 3. Презентация
8 Каковы процедуры и критерии оценки результатов и процесса проектной и исследовательской деятельности? 1.Представление результатов различных этапов работы над исследованием на заседаниях ШНО 2.Предзащита работы на заседании ШНО 3.Защита работы на школьной Конференции проектных и исследовательских работ Как распределить обязанности между членами команды (если проект выполняется группой)? 1.Изучение источников информации – все члены группы 2.Создание графиков, таблиц, диаграмм – Пантелей Д., Христинин А., Ляпин Р. 3.Создание презентации – Пантелей Д. 4.Лабораторное исследование – Исаева М., Ермошкина Е. 5.Проведение эксперимента: забор воды, срез почвы, фотографирование – все члены группы 6.Написание текста работы – Прошина Л. 7.Подготовка защитной речи и ее защита – Прошина Л.
Поразмышляйте Порой говорят, что план – это основа правильно делать правильные дела. Но разработка плана наглядно убеждает, что правильные дела надо делать не просто правильно, но и своевременно, ибо второго шанса не будет, как в одной восточной притче про вторую стрелу. Мастер предложил ученику приготовиться к выполнению упражнений по стрельбе из лука. Тот подошел к рубежу стрельбы, взял лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел. - Почему Вы отобрали у меня вторую стрелу? – удивился ученик. - Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую, так как она все равно пошла бы мимо цели. - Но почему? – удивился ученик. - Потому что, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе еще одна попытка, – ответил Мастер. С Евтихов О.В. Грааль мудрости. Кн. 1/ О.В. Евтихов, Т.В. Трепешко. – СПб.: Рочь, – 304 с. 9