Реализация программы формирования УУД
Цели и результаты общего образования Структурные компоненты учебной деятельности (мотив, цель, задача, учебные действия, контроль, коррекция, оценка) Этапы процесса усвоения Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
1. Регуляция учебной деятельности принятие и постановка учебных целей и задач поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности -готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться -формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе -развитие высокой социальной и профессиональной мобильности
3. Обеспечение успешности обучения -формирование целостной картины мира -формирование компетентностей в любой предметной области познания -усвоения знаний, умений и навыков
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Личностные УУД ЛИЧНОСТНЫЕ УУД САМОПОЗНАНИЕ И САМО- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗО- ВАНИЕ И СМЫСЛО- ПОРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННО- ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Построение образа Я (Я - концепции), включая самоотношение и самооценку Формирование идентичности личности Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»
выделение морально-этического содержания событий и действий построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора
Регуля- тивные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Планирование – определение после- довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; состав- ление плана и последовательности действий
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Волевая саморегуляция как способность - к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов - к преодолению препятствий -эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации -эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями - к мобилизации сил и энергии
Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные ЛогическиЕ Постановка и решение проблем
самостоятельное выделение и формулирование учебной цели информационный поиск постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. знаково-символические действия умение структурировать знания произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
Знаково- символические действия выполняют функции - отображения учебного материала; - выделения существенного; - отрыва от конкретных ситуативных значений; - переход во внутренний умственный план - формирования обобщенных знаний Виды знаково-символических действий: Замещение Кодирование/декодирование Моделирование
анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов
подведение под понятия, выведение следствий установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждения выдвижение гипотез, их обоснование доказательство
формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером Умение слушать и слышать
Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов Сформированность УУД определяет эффективность учебно- воспитательного процесса и его результаты
Определить цели формирования универсальных учебных действий, их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств с учетом возрастно-психологи- ческих особенностей учащихся
Обеспечить СМЫСЛ учебной деятельности для учащихся и развитие УЧЕБНОЙ и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ. СМЫСЛ – отношение мотива и цели – Возможности управления смыслообразованием в учебной деятельности
Определить ОРИЕНТИРОВОЧНУЮ ОСНОВУ каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение. Организовать ориентировку учащихся в выполнении УУД
Презентацию подготовила учитель начальных классов Балашова М.В. 2010г