Логика урока открытия нового знания (ОНЗ)
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ 1) 2) УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Если не понял, переспроси. Свое несогласие высказывай вежливо.
Логика построения урока ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода
1.Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин) Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1. Знаю что значит уметь учиться (норма учебной деятельности) 2. Хочу учиться 3. Могу учиться (содержательные рамки) 4. Зачем мне надо учиться
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин) Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
1. Актуализация необходимых ЗУН 3. Пробное учебное действие 4. Фиксация затруднения 2. Обобщение ЗУН
4. Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании. Затруднение – фиксация того, что я не могу что-то сделать. Фиксация невозможности получить запланированный результат Актуализация и пробное учебное действие
3. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин) Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения. 1. Перестаю действовать – начинаю думать. 2. Что я делал, какие знания применял? 3. Где возникло затруднение? (место) 4. Почему оно возникло? (причина)
4. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин) Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. 1. Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта) 2. Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств) 3. План построения нового знания.
План построения нового знания 1. Воспользоваться выбранным средством. 2. Построить новый способ. 3. Проверить правильность полученного результата.
5. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин) Цель этапа: построение и фиксация нового знания. 1. Реализация построенного проекта. 2. Фиксация нового знания в речи и знаково. (эталон)
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4–5 мин) 1. Решение типовых заданий на новое знание 2. Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися) Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин) Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. 1. Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий) 2. Самопроверка (по эталону для самопроверки) 3. Коррекция ошибок 4. Ситуация успеха
1. Границы применимости нового знания 2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными 3. Задания на повторение 4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем 8. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин) Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин) Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 1. Фиксация нового содержания 2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат) 3. Самооценка деятельности на уроке 4. Домашнее задание
1)Я понял, как вычитать двузначные числа с переходом через разряд новым способом. 2) Я не допустил ошибок в самостоятельной работе. 3) Я допустил ошибки в самостоятельной работе (перечислить эти ошибки). 4) Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если были). 5) Сегодня я учился самостоятельно учиться. 6) Я достиг поставленной цели урока. 7) Я доволен своей работой на уроке. 8) У меня остались затруднения… Пример карточки для проведения этапа рефлексии деятельности на уроке
системная реализация деятельностных целей образования; Принципиальное отличие уроков деятельностной направленности от традиционных уроков: ученик является субъектом учебной деятельности.
Назовите два основных шага учебной деятельности на уроке ОНЗ.