7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: …ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; 8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: …формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. 373
ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Обучение как процесс подготовки обучающихся: к реальной жизни; к занятию активной позиции; к успешному решению жизненных задач; к умению сотрудничать и работать в группе; к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: … Развитие умения учиться: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; Формирование «умения учиться» и способности к организации своей деятельности. …
ПОДХОДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Компетентностный подход Проблемно-ориентированное развивающее образование (Л. В. Занков) Личностно-ориентированное развивающее образование (В.Д. Шадриков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская) Вариативно-развивающее образование (А. Г. Асмолов и др.) Контекстный подход (А. А. Вербицкий) Системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин)
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, т.е. «умению учиться».
ФУНКЦИИ УУД Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. 2. Установление связи между целью УД и её мотивом. 3. Нравственно- этическая ориентация (личностный моральный выбор). 1. Целеполагание. 2. Планирование. 3. Прогнозирова- ние. 4. Контроль. 5. Коррекция. 6. Оценка. 7. Саморегуляция (способность к волевому усилию) 1. Общеучебные: - знаково- символические. 2. Логические. 3. Постановка и решение проблемы. 1. Планирование учебного сотрудничества. 2. Постановка вопросов. 3. Разрешение конфликов. 4. Управление поведением партнёра. 5. Умение точно выражать свои мысли.
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УУД Личностные УУД Познава тельные УУД Регулятивные УУД Коммуни кативны е УУД
СВЯЗЬ УУД С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ «Русский язык» Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий: работа с текстом – логические действия анализа, синтеза, сравнения… усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв – знаково-символические действия – замещения, моделирования, преобразования модели;
«Литературное чтение» Формирование всех видов УУД. Личностные: - смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»; - самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями произведений; - основы гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым своего народа. Коммуникативные: - умение понимать контекстную речь (воссоздание картины событий и поступков); - умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя. Познавательные: - умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев. Регулятивные: - умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
«Иностранный язык» Формирование коммуникативных действий: - речевое развитие на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса; - развитие произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; - развитие письменной речи; - формирование ориентации на партнёра. Формирование личностных действий: - знакомство с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой. Формирование общеучебных познавательных действий: - смысловое чтение (понимание смысла текста, умение прогнозировать развитие сюжета, умение задавать вопросы …)
«Математика» Основа развития познавательных действий: Общеучебные, знаково-символические, логические действия: - поиск и выделение необходимой информации; - выбор наиболее эффективных способов решения задачи; - последовательность действий при решении задач; - перевод с одного языка на другой; - моделирование; - общий приём решения задач. «Окружающий мир» Формирование личностных действий: - целостная научная картина природного и социо-культурного мира, отношения человека с природой, обществом, другими людьми, государством.
«Музыка» Формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий: - освоение настроения и чувства; - передача чувств и эмоций на основе творческого самовыражения. Формирование общепознавательных действий: - замещение, моделирование. «Изобразительное искусство» Формирование личностных действий: - развитие позитивной самооценки, самоуважения; - приобщение к мировой и отечественной культуре, искусства других народов обеспечивает формирование гражданской идентичности личности, толерантности. Формирование познавательных действий: - замещение и моделирование в продуктивной деятельности явлений и объектов природного и социо-культурного мира. Формирование регулятивных действий: - целеполагание как формирование замысла.
«Технология» Формирование личностных действий: - картина мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности; - формирование мотивации успеха и достижений. Формирование познавательных действий: - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого воображения на основе развития способности к моделированию (рисунки, планы, схемы, чертежи). Формирование регулятивных действий: - целеполагание; - планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задачи); - прогнозирование (предвосхищение будущего результата), контроль, коррекция, оценка; - формирование внутреннего плана. Формирование коммуникативных действий: - коммуникативная компетентность обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности; - ознакомление с миром профессий и их социальным значением.
«Физическая культура» Формирование личностных действий: - освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; - развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей; - освоение правил здорового и безопасного образа жизни. Формирование регулятивных действий: - умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия. Формирование коммуникативных действий: - развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничества и кооперации (в командных - видах спорта)
ФОРМИРОВАНИЕ УУД Первичный опыт и мотивация Знание о том, как учиться Контроль Умение учиться Учебные предметы, преподаваемые в ТДМ Надпредметный курс «Мир деятельности» 1. Приобретение первичного опыта. 2. Формирование нового способа действия. 3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль.
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !