Структура рабочей программы аналогична структуре примерной программы: Титульный лист Пояснительная записка - конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; - необходимо указать примерную программу (если есть), на основе которой составлена данная рабочая программа и используемый учебно-методический комплект, учебник, автора учебника - Таблица тематического распределения количества часов:
п/п Разделы, темы Количество часов Примерная программа Рабочая программа Рабочая программа по классам 1 кл.2 кл.3 кл.4 кл.
Общая характеристика учебного предмета, курса Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Содержание учебного предмета, курса Раздел включает перечень изучаемого материала с указанием числа часов по разделам (темам), которые будут изучаться при раскрытии этого раздела (темы).
Содержание учебного предмета, курса Тематическое планирование Количество часовХарактеристика деятельности обучающихся 1 кл.2 кл.3 кл.4 кл. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования;
п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 2. Печатные пособия 3. Технические средства обучения 4. Экранно-звуковые пособия 5. Игры и игрушки 6. Оборудование класса
«Универсальные учебные действия» - умение учиться.
1) личностные; 2) регулятивные ; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное. Смыслообразование. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать; Нравственно-этическая ориентация.
обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка рефлексия
самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; знаково-символические действия - моделирование;
1. Создание специальной системы заданий на каждом учебном предмете. 2. Применение педагогических технологий деятельностного типа. 3. Применение в учебном процессе технологии формирования оценочной деятельности учащихся и рефлексивного дневника как средства формирования регулятивных метапредметных умений.
осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации.
анализ объектов синтез целого из частей выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование.
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками постановка вопросов умение точно выражать свои мысли поиск альтернативных способов разрешения конфликта владение монологической и диалогической формами речи
Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий: смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально- действенной идентификации;
основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан; эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию.
Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях. Например: «На рисунке изображены четыре одинаковые коробки с цветными карандашами. Одна коробка раскрыта, и видно количество находящихся в ней карандашей. Необходимо по рисунку составить задачу, которая решается с помощью умножения».
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), - моделирования (например, состава слова путем составления схемы) - преобразования модели (видоизменения слова).
Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы. Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия: - кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов), - декодирование/считывание информации;
умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач, - умение строить схемы, модели. С их освоения должно начинаться овладение моделированием.
Организация учебных заданий, специфика которых предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения. Первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог, занимает «Литературное чтение».
Уроки литературного чтения, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют: -прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, -умение четко и грамотно выражать свои мысли, -аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, -принимать позицию собеседника.
Такая учебная работа близка к игровой деятельности. Эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе повышает ее эффективность, способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.
Такая учебная работа близка к игровой деятельности. Эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе повышает ее эффективность, способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.
Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи и т. п. привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать т.е. действовать естественно, раскованно, «не как на уроке»