УМК «Гармония» Виды разборов Работу выполнила Шерстобитова Н.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ 1» г. Горнозаводска
Как узнать строение слова? (с.с.) Памятка 1.Измени слово ( по числам, падежам, временам) и выдели изменяемую часть – окончание. Отметь (если это не глагол) основу слова. 2.Объясни значение слова с помощью слова – родственника, подбери еще одно – два однокоренных, выдели их общую часть – корень. 3.Определи и укажи часть перед корнем – приставку, постарайся объяснить ее работу. 4.Определи и укажи часть после корня перед окончанием – суффикс, подумай о его работе. 5.Проверь, все ли части слова выделены. Примечание: в глаголах найти основу непросто, поэтому, чтобы не ошибиться, ее лучше не выделять.
Анализируем слово как часть речи (ч.р.) Памятка. 1. Чтобы определить или проверить, какой частью речи является слово, узнай: на какой вопрос отвечает слово; что слово обозначает ; как может изменяться: по временам? По падежам? Это глагол Это имя. Изменяется ли по родам? Нет(-) Да(+) Это им. сущ. Это им. прил. 2. Назови начальную форму: неопр. ф. гл. Им. п.,ед. ч. Им. п., ед. ч., м. р. Что (с)делать? Кто? Что? Какой? 3. Назови постоянные признаки: спряжение род, склонение - 4. Определи, в какой форме слово употреблено: время число число число род (в ед. ч.) род (для прош. в. ед. ч. ) или лицо (для наст и буд. В.) падеж падеж 5. Роль в предложении.
Образец письменного анализа имени существительного На столе стояло теплое молоко. 1. На столе – им. сущ.; 1. Молоко – им. Сущ; где? на чем?; предм. что?; предм. 2.Нач. ф. – стол. 2. Нач. ф. – молоко. 3.М.р., 2 – го скл. 3. Ср. р., 2 – го скл. 4.В ед. ч., в пр. п. 4. В ед. ч., в им. п. 5.Вт. ч. 5. Подлеж. Образец письменного анализа имени прилагательного 1. Теплое – им. прил., какое? признак предм. – им. прил. 2. Нач. ф. – какой? – теплый В ед. ч., в ср. р., в им. п. 5. Вт. чл.
Образец письменного анализа глагола. Ты скоро прочитаешь книгу? 1.Прочитаешь – что сделаешь?; действ. – гл. 2.Неопр. Ф. – что сделать? – прочитать спр. 4.В буд. в., в ед. ч., во 2 – м л. 5.Сказ.
Как выполнить звуко – буквенный разбор?( З-Б ) ПАМЯТКА 1.Послушай слово и запиши его (в столбик) значками звуков, укажи ударение (если не один слог). 2.Дай характеристику каждого звука: гласный или согласный; гласный: ударный или безударный; согласный: твердый или мягкий; звонкий или глухой. 3.Обозначь звуки буквами. 4.Укажи количество слогов, звуков и букв. 5.Запиши слово в строчку. Если есть орфограммы, отметь их.
Звуко – буквенный разбор слова (Т.Г. Рамзаева, УМК «Школа России») 1.Сколько в слове слогов? 2.На какой слог падает ударение? 3.Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены? 4.Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Какими буквами обозначены? 5.Количество звуков букв в слове. Образцы разбора. Устный разбор. Письменный разбор. Просьба / В слове просьба 2 слога, Просьба – 2 слога. Ударение падает на первый слог: просьба. п – [ п ] – согл., глух., тв. Гласные звуки: первый – ударный [o], р – [ р ] – согл., звонк., тв. обозначен буквой о; второй – безударный [a], о - [ о ] - гл., уд. Обозначен буквой а. с – [з ] – согл., звонк., мягк. Согласные звуки: ь [ п ] – глухой, твердый, обозначен буквой п. б – [б ] – согл., звонк., тв. [ р ] – звонкий, твердый, обозначен буквой р. а – [а ] - гл., безуд [ з ] – звонкий, мягкий, обозначен буквой с, ________________________ Мягкость звука обозначена буквой ь. 7 б., 6 зв. [ б ] – звонкий, твердый, обозначен буквой б. В слове просьба 6 звуков, 7 букв. Буква ь звука не обозначает.
КАК ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ? 1. Укажи: Каким предложение является по цели (повествовательное, побудительное, вопросительное); Каким -по интонации (восклицательное, невосклицательное); Каким - по наличию второстепенных членов (распространенное, не- распространенное). 2. Назови главные члены (подлежащее-…, выражено…, сказуемое…, выражено…) 3. Скажи, есть ли в предложении однородные члены. Если есть, то какие они – главные или второстепенные. В лесу растут высокие сосны.(пов., невоскл., распр., подлежащее сосны, выражено сущ., сказуемое растут, выражено глаголом)