Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» Исследовательская работа «Диалогический анализ автобиографической памяти» Васильчук О.Н. Научный руководитель: проф. Морозов С.М.
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» «Диалогический анализ автобиографической памяти» Постановка проблемы: Интеграция культурно-деятельностного подхода и философии диалогизма (Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, Дж. Верч) Вклад в исследование проблем «диалога» и «автобиографической памяти» (АП) Разработка практических методов психологической помощи
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» «Диалогический анализ автобиографической памяти» Актуальность: Современные тенденции в науке к интеграции естественно-научной («объяснительной») и гуманитарной («описательной») парадигм Преодоление «схизиса» психологии - разрыва теории и практики Представления «диалогичности сознания»
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» «Диалогический анализ автобиографической памяти» Цель исследования: Выявить и описать диалогические характеристики автобиографической памяти
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» «Диалогический анализ автобиографической памяти» Объект исследования: Автобиографическая память (АП), как высшая психическая функция
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» «Диалогический анализ автобиографической памяти» Автобиографическая Память (АП) – вид памяти, обеспечивающий субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути (автобиографически значимые события, состояния и представления о себе в различные периоды жизни, которыми определяется самоидентичность личности и ее уникальность)
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» «Диалогический анализ автобиографической памяти» Онтогенез функционального репертуара автобиографической памяти (диссертационное исследование К.Н. Василевской)
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» «Диалогический анализ автобиографической памяти» Предмет исследования: Диалогические характеристики автобиографической памяти
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» «Диалогический анализ автобиографической памяти» Диалогические характеристики: - Ну, Нюра, довольно, не плач! - Я плачу не тебе, а тете Симе. (К.И. Чуковский, «От двух до пяти») предмет (плач) Адресат (мама) Адресат (тетя Сима) соотношение «предмет-адресат»
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» «Диалогический анализ автобиографической памяти» Общая гипотеза исследования: Автобиографическая память имеет устойчивые диалогические характеристики (типы), которые могут быть выявлены и описаны методом диалогического анализа
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» «Диалогический анализ автобиографической памяти» Частная гипотеза исследования: Диалогические характеристики связаны с функционально-структурным типом организации АП
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» «Диалогический анализ автобиографической памяти» Теоретические и экспериментальные задачи исследования: 1. Обосновать выбор и соотношение теоретических оснований исследования 2. Обосновать использование метода диалогического анализа при исследовании автобиографической памяти 3. Разработать схему исследования 4. Провести эмпирическое исследование и проанализировать результаты
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» «Диалогический анализ автобиографической памяти» Промежуточные результаты исследования: АП имеет особые диалогические характеристики, связанные с функциональным типами АП экзистенциальный саморегуляционный прагматический коммуникативный ?
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» «Диалогический анализ автобиографической памяти» Промежуточные результаты исследования: В ходе исследования был расширен метод диалогического анализа и получены новые способы определения диалогических характеристик
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» «Диалогический анализ автобиографической памяти» Практическая значимость исследования: Полученные характеристики позволят проводить диагностику АП и расширить средства развития и восстановления АП Эти средства также могут быть применимы в консультативной и образовательной деятельности при построении психологического и педагогического диалога
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет Факультет «Психологического Консультирования» Кафедра «Индивидуальной и Групповой Психотерапии» Исследовательская работа «Диалогический анализ автобиографической памяти» Васильчук О.Н. Научный руководитель: проф. Морозов С.М.