«Вдох-пауза-выдох» Образец работы учащегося выполнил учитель-дефектолог Каменщикова Е.А.
Выяснить, как дыхание влияет на речевую функцию Цель исследования
З адачи проекта: 1. Выяснить чем отличается речевое дыхание от физиологического. 2. Какие существуют способы дыхания. 3.Узнать, сколько слов произносит человек на одном выдохе. 4. Какие существуют упражнения для развития речевого дыхания. 5.Узнать сколько слов произносит человек на одном выдохе после работы над дыханием. 6. Сравнить результаты. 7. Выяснить, влияет ли дыхание (фонационное) на речь.
Гипотеза исследования Если выполнять упражнения, направленные на развития дыхания, то количество слов, произносимых на одном выдохе изменится.
Физиологическое и речевое дыхание Речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Речевое дыхание отличается от обычного (физиологического) дыхания: - более быстрым вдохом и замедленным выдохом; - значительным увеличением дыхательного объема; - преимущественно ротовым типом дыхания; - максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе. Речевое дыхание– основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речь, как известно, является составляющей общего здоровья.
Способы дыхания верхнее дыхание (ключичное) среднее дыхание (грудное и реберное; или межреберное); нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное). наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его еще называют диафрагмально-реберное дыхание
Этапы формирования речевого дыхания Этапы 1 этап Формирование неречевого дыхания 2 этап формирование диафрагмально- релаксационного типа дыхания 3 этап Формирование речевого дыхания
Упражнения для развития речевого дыхания «Футбол». «Цветочный магазин». «Волшебные пузырьки». «Паровоз»
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования: не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении; температура воздуха должна быть на уровне С; одежда не должна стеснять движений; не заниматься сразу после приема пищи; не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Сравниваем результаты Количество слов на одном выдохе До работы над дыханием После работы над дыханием Юра Б.47 Галя У.69 Серёжа Х.810 Женя Ц.811 Вова М.710 Стёпа А.710
Результаты проведённого исследования речевое дыхание влияет на показатели совершенной речи Звукопроиз ношение Голосо- образование дикцию ритм Вырази тельность темп
Дизартрия Заикание тахилалия ринолалия фонастения Дисфония Нарушение речевого дыхания
Вывод Регулярные упражнения по развитию речевого дыхания способствуют увеличению количества слов, произносимых на одном выдохе.
Мы пришли к выводу: Регулярные занятия по развитию речевого дыхания обеспечат нормальное звукопроизношение, создадут условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности, а также они укрепят здоровье ребёнка, повысят его умственные способности.
Полезные ресурсы 1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М, Микляева Н.В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика. – М., Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. – М.,