Зачем человеку «подвешенный язык»? Роль пословиц в восприятии образа человека Предметное направление: гуманитарное Иванчикова София Научный руководитель: Белова Лариса Олеговна
Актуальность работы – тема работы касается каждого из нас Цель работы - выяснить роль пословиц в речи современных детей
Задачи работы: 1. Познакомиться с русскими пословицами из книг и интернета. 2. Узнать мнение о пословицах ученых, изучающих речь. 3. Понять, что думают взрослые, когда дети говорят пословицами. 4. Понаблюдать за детьми: говорят ли они пословицами? 5. Выяснить, нравится ли людям речь с пословицами. 6. Придумать вопросы для проведения опроса. 7. Провести опрос школьников 1- 5 классов, посмотреть ответы и сделать вывод. 8. Описать результаты.
Заключительный этап – письменное оформление материалов и представление результатов исследования. Основной этап - опрос в классах 1 и 5 Начальный этап – знакомство со словарями пословиц русского народа (В. И. Даль, В.П. Жуков, М.И. Шахнович). План работы:
Объект исследования - речь современного школьника. Предмет исследования - знание и использование пословиц современными школьниками. Гипотеза исследования - предположение о том, что современные школьники (1 и 5 классы), имея интерес к изучению пословиц, признавая их выразительность, редко используют эти средства в своей речи.
ВЫВОДЫ: 1. Пословица – это такое выражение, которое несет народную мудрость и поэтому часто используется в речи умных людей. 2. Пословицы украшают речь. 3. В современной речи редко используются настоящие русские пословицы. 4. Взрослым нравится, когда дети говорят пословицами - они кажутся взрослым умными и интересными. 5. Пословицы не только украшают нашу речь, они учат нас быть умнее, делают нас более интересными в глазах окружающих.
Результаты анкетирования учеников 1 класса Ф.И. ученика Использование пословиц в речи Понимание смысла пословицЖелание знать пословиц ы (да / нет) Желание читать о пословиц ах (да / нет) Признание красоты образной речи (кол-во из 4) общее кол- во точных кол-во ре дк их кол-во (из 10) верное понимание (из 10) Андреева С.50107да да/нет (2) Артюнян С.3075да да (3) Белова С.4033да да (3) Белова Н.4064да нет (1) Григорьева У.5198да да (3) Грузинова Е.2097да нет (1) Ефимов М.5076да да (3) Капранов М.42106да да/нет (2) Матвеева К.3054да да/нет (2) Матвеева С.3053да да (4) Михайлова В.0084да да/нет (2) Спиридонов Е.3075да да/нет (2) Теньков Е.52109да да (4) Углов М.4064да да (3) Шведова Н.20107да нет (1) Средний показатель: 3,50,37,55,5да (7 к 5 и 3) Среднее: %690,
Результаты анкетирования учеников 5 класса Ф.И. ученика Использование пословиц в речи Понимание смысла пословицЖелание знать пословицы (да / нет) Желание читать о пословицах (да / нет) Понимание красоты образной речи (кол-во из 4) общее кол-во кол-во редких кол-во (из 10) верное понимание (из 10) Гаврилова Т.5296да да/нет )(2) Галкин Д.5165да да/нет )(2) Гердо А.00103да да (3) Григорьева А.50103дане знаюда (3) Завражнова М.5066да да/нет )(2) Иванов Е.4072да да (3) Иванчикова А.5365да да (3) Кожемяков К.5186да да (4) Самсонов Ф.0011да да (3) Сидоров С.4065да да/нет )(2) Печкова Е.4052да да (3) Филиппова Е.4074да да/нет )(2) Чучкалов А.2042да да (3) Швецова В.3021да да (4) Юшина А.5165да да (3) Средний показатель: 3,70,56,23,7да да (10 из 15) Среднее: %740,
Сравнительные результаты анкетирования учеников 1 и 5 классов
Спасибо за внимание !