Речевые ошибки Автор презентации: Крюкова М.А., учитель русского языка русского языка МОУ «СОШ 99» МОУ «СОШ 99» г. Омска 2010 год
Предисловие Одним из критериев оценивания экзаменационных изложения и сочинения является критерий «Соблюдение речевых норм» (ГК4): 1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла 2. Допущены 3 ошибки – 1 балл 3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки называют речевыми, и продемонстрирует основные типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в экзаменационной работе.
Какие ошибки называют речевыми? Речевые ошибки - это ошибки, допущенные в употреблении слова. Например: Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Комментарий: Само по себе слово «единственный» ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
Употребление слова в несвойственном ему значении Например: Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. Комментарий: В данном случае неуместно слово «шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение своим поведением, нарушением правил приличия, общепринятых норм поведения. Это слово нужно заменить словом «восхищены».
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Например: Были приняты эффектные меры. Комментарий: В данном контексте слово «эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» - значит «производящий эффект, впечатляющий». Его следует заменить однокоренным «эффективный» - значит «дающий эффект, действенный».
Неразличение синонимичных слов Например: В конечном предложении автор применяет градацию. Комментарий: В данном случае вместо прилагательного «в конечном» необходимо употребить существительное «в конце».
Употребление слов иной стилевой окраски Например: Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет звучать в данном контексте слово «русло».
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Например: Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Комментарий: Эмоционально-окрашенное выражение «то и дело» следует заменить стилистически нейтральным синонимом «неоднократно».
Неоправданное употребление просторечных слов Например: Таким людям всегда удаётся объегорить других. Комментарий: В данном предложении просторечное слово «объегорить» следует заменить стилистически нейтральным синонимом «обмануть».
Нарушение лексической сочетаемости Например: Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности. Комментарий: Слово «особенности» необходимо заменить словом «средства».
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Например: молодой юноша очень прекрасный бесплатный подарок Комментарий: В этих словосочетаниях выделенные слова являются лишними, т.к. они дублируют лексическое значение невыделенных слов.
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) Например: В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Комментарий: В данном предложении необоснованно повторяются однокоренные слова. Одно из них следует заменить синонимичным: вместо «рассказ» - «произведение» или вместо «рассказывается» - «повествуется».
Неоправданное повторение слова Например: Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. Комментарий: Во втором предложении повторяющееся слово «герой» уместнее заменить личным местоимением «он».
Бедность и однообразие синтаксических конструкций Например: Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. Комментарий: В данном случае оба предложения построены однотипно: они представляют собой сложноподчинённое предложение с придаточным времени, которое находится перед главным. Чтобы устранить эту речевую ошибку, придаточное во втором предложении можно заменить существительным с предлогом «после разговора».
Неудачное употребление местоимений Например: Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. Комментарий: Употребление личного местоимения «он» делает второе предложение двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.
Послесловие Будьте внимательны! Не допускайте ошибок!