Речевые ошибки Автор презентации: Крюкова М.А., учитель русского языка русского языка МОУ «СОШ 99» МОУ «СОШ 99» г. Омска 2010 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типы речевых ошибок. Речевая ошибка - ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только.
Advertisements

Язык. Речь. Слово. Секреты хорошей речи.. «Русский народ создал русский язык- яркий, как радуга после весенней грозы, меткий, как стрела, певучий и богатый,
Автор : Иванова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБУ СОШ 924 г. Москвы Классификация ошибок в русском языке. Грамматические и речевые.
Творческая площадка, 2012 г. Кожевникова И. В.. По отступлениям от норм литературного языка ( в сочинениях и изложениях ) судят о состоянии речевой подготовки.
Это ошибки не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в использовании слова.
Булычева Я.С. Занятие 2. Критерии оценивания изложения ИК1 Содержание изложения Баллы Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста,
Тема урокаЦели урокаХарактер деятельности Тип урока Речевые и грамматичес- кие нормы 1. Пополнить знания о нормах русского литературного языка 2. Развивать.
Речевое оформление сочинения. ТИПЫ ОШИБОК грамматические речевые логические фактические.
Воловичева Н. П. МОУ-СОШ 16, г. Белгород 1 Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания задания С1.
ПовторыНедавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется « Собачье сердце ». В этой книге интересно рассказывается о героях. Неудачный порядок словЕсть.
Требования к сочинению Часть С merelenko-su.uCoz.ru.
Львиная доля времени на уроках русского языка уходит на формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Однако, когда дело доходит.
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
Занятие 4 Нормы словоупотребления. Проверка домашнего задания Проверка домашнего задания.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Стремление к речевому идеалу как способ самореализации личности,,,,,,,,,,,,,,,,
Работу выполнили: Сергушев В. А. Лентарев И. Е. Романов В. Д., учащиеся 10 «а» класса Работу выполнили: Сергушев В. А. Лентарев И. Е. Романов В. Д., учащиеся.
Отзыв Моя любимая книга. Отзыв – суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо. Дать отзыв о книге – значит высказать и обосновать свое мнение.
Изменения в КИМ ЕГЭ 2012 по сравнению с КИМ ЕГЭ 2011 Изменен формат задания А 2.
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
Транксрипт:

Речевые ошибки Автор презентации: Крюкова М.А., учитель русского языка русского языка МОУ «СОШ 99» МОУ «СОШ 99» г. Омска 2010 год

Предисловие Одним из критериев оценивания экзаменационных изложения и сочинения является критерий «Соблюдение речевых норм» (ГК4): 1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла 2. Допущены 3 ошибки – 1 балл 3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки называют речевыми, и продемонстрирует основные типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в экзаменационной работе.

Какие ошибки называют речевыми? Речевые ошибки - это ошибки, допущенные в употреблении слова. Например: Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Комментарий: Само по себе слово «единственный» ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Употребление слова в несвойственном ему значении Например: Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. Комментарий: В данном случае неуместно слово «шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение своим поведением, нарушением правил приличия, общепринятых норм поведения. Это слово нужно заменить словом «восхищены».

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Например: Были приняты эффектные меры. Комментарий: В данном контексте слово «эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» - значит «производящий эффект, впечатляющий». Его следует заменить однокоренным «эффективный» - значит «дающий эффект, действенный».

Неразличение синонимичных слов Например: В конечном предложении автор применяет градацию. Комментарий: В данном случае вместо прилагательного «в конечном» необходимо употребить существительное «в конце».

Употребление слов иной стилевой окраски Например: Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет звучать в данном контексте слово «русло».

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Например: Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Комментарий: Эмоционально-окрашенное выражение «то и дело» следует заменить стилистически нейтральным синонимом «неоднократно».

Неоправданное употребление просторечных слов Например: Таким людям всегда удаётся объегорить других. Комментарий: В данном предложении просторечное слово «объегорить» следует заменить стилистически нейтральным синонимом «обмануть».

Нарушение лексической сочетаемости Например: Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности. Комментарий: Слово «особенности» необходимо заменить словом «средства».

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Например: молодой юноша очень прекрасный бесплатный подарок Комментарий: В этих словосочетаниях выделенные слова являются лишними, т.к. они дублируют лексическое значение невыделенных слов.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) Например: В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Комментарий: В данном предложении необоснованно повторяются однокоренные слова. Одно из них следует заменить синонимичным: вместо «рассказ» - «произведение» или вместо «рассказывается» - «повествуется».

Неоправданное повторение слова Например: Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. Комментарий: Во втором предложении повторяющееся слово «герой» уместнее заменить личным местоимением «он».

Бедность и однообразие синтаксических конструкций Например: Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. Комментарий: В данном случае оба предложения построены однотипно: они представляют собой сложноподчинённое предложение с придаточным времени, которое находится перед главным. Чтобы устранить эту речевую ошибку, придаточное во втором предложении можно заменить существительным с предлогом «после разговора».

Неудачное употребление местоимений Например: Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. Комментарий: Употребление личного местоимения «он» делает второе предложение двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.

Послесловие Будьте внимательны! Не допускайте ошибок!