Выполнила уч - ца 10 « а » класса МОУ СОШ 41 Думчева Анна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Марк Туллий Цицерон Выполнила: Студентка группы ДМУ-501 Малолетнева Наталья.
Advertisements

царский ( гг. до н. э.); республиканский (50928 гг. до н. э.); императорский (27 г. до н. э. 476 г. н. э.).
ТЕМА УРОКА : УСТАНОВЛЕНИЕ ИМПЕРИИ В РИМЕ.. Проверка знаний по теме «Единовластие Цезаря» (п. 52) Каким был Цезарь? В чем причина его популярности? Как.
Установление империи Тема урока: Последствия убийства Цезаря Поражение сторонников республики Борьба Антония и Октавиана за власть.
5 класс Афинская демократия при Перикле Презентацию подготовила Сургутскова С. В., учитель МБОУ СОШ 2 г. Ханты - Мансийска.
УРОК ГИБЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ. ПЛАН УРОКА Первая гражданская война; Гай Марий и Корнелий Сулла; Внешние войны; Трёхглавое чудовище.
Тема урока: « Единовластие Цезаря» Антоненкова Анжелика Викторовна Учитель истории МОУ Будинская ООШ Тверская область.
РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ МИРЕ 1.1. Софисты- учителя риторики 1.2. Сократ и Платон- создатели теории «подлинного красноречия» 1.3. Аристотель.
Нерон и его воспитатель Сенеке.. Сенека. Воспитатель Нерона. Луций Аней Сенека жил с 4 г. до н.э. по 65 г. н.э.. Он был римским философом, который первым.
Разработал учитель истории и обществознания МОУ - Высоковская СОШ 4, Туктен Геннадий Борисович.
ЕДИНОВЛАСТИЕ ЦЕЗАРЯ. АВТОР: ОСТРОУХОВА ПОЛИНА 5 Б КЛАСС.
Великие мудрецы. Аристотель Аристотель, называемый также Стагирит по месту рождения (384, Стагир 322 до н.э., Халкида на Эвбее) древнегреческий философ.
Д р е в н и й Р и м. Падение империи. Ранняя республика.
© ООО «Баласс», Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира. § 40. Автор презентации:
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Учитель Монжале Н.В.
Разгром армии Помпея Единоличное правление Цезаря в Риме Походы Цезаря в Испанию Завоевание Цезарем Галлии. Заговор Сенаторов против Цезаря Поход Цезаря.
Литература, философия и риторика Древнего Рима. Литература 0 Художественная литература появляется в Риме в середине III в. до н.э. 0 Официальный язык.
1. Смерть 1. Смерть Гая Юлия Цезаря. 2. Борьба за власть. 3. Сторонники диктатуры и сторонники республики.
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН БРАТЬЕВ ГРАКХОВ. План презентации. 1.Разорение земледельцев. 2.Тиберий Гракх. 3.Земельный закон братьев Гракхов. 4.Убийство Тиберия.
Имя Античности Гай Юлий Цезарь Октавиан Август 1-й Римский император 16 января 27 год до н.э.-19 августа 14 год.
Транксрипт:

Выполнила уч - ца 10 « а » класса МОУ СОШ 41 Думчева Анна

Биография Начало п олитической д еятельности Заговор К алитины Изгнание Оппозиция М арку А нтонию и с мерть. Политические в згляды Творчество

Консул 63 до н. э. Предшественник : Луций Юлий Цезарь и Гай Марций Фигул Преемник : Децим Юний Силан и Луций Лициний Мурена Деятельность : оратор, философ, политик Рождение : 3 января 106 до н. э. Смерть : 7 декабря 43 до н. э. Формия Супруга : Теренция Научная деятельность Научная сфера : философия, риторика Известен как : автор речей, трактатов и писем Награды : титул « отец отечества »

Марк Туллий Цицерон ( лат. Marcus Tullius Cicerō; 3 января 106 до н. э., Арпинум 7 декабря 43 до н. э., Формия ) древнеримский политик и философ, блестящий оратор. Биография Происхождение и воспитание Основная статья : Детство и молодость Цицерона Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец переехал в Рим, чтобы дать своим сыновьям хорошее образование. Одну из первых своих речей, дошедших до наших дней, « В защиту Росция », Цицерон произнёс в порицание вольноотпущенника и любимца диктатора Суллы, что было рискованным шагом во время, когда Сулла широко использовал проскрипционные казни с целью избавления от неугодных. Опасаясь мести диктатора, выигравший процесс Цицерон отправился в Афины, где продолжил изучать философию и риторику. После смерти Суллы он вернулся в Рим, где начал выступать защитником в суде.

Начало политической деятельности В 75 году до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев, однако в Риме его успехи были практически не замечены. Плутарх следующим образом описывает его возвращение в столицу : В Кампании ему встретился один видный римлянин, которого он считал своим другом, и Цицерон, в уверенности, что Рим полон славою его имени и деяний, спросил, как судят граждане об его поступках. « Погоди - ка, Цицерон, а где же ты был в последнее время ?» услыхал он в ответ, и сразу же совершенно пал духом, ибо понял, что молва о нём потерялась в городе, словно канула в безбрежное море, так ничего и не прибавив к прежней его известности. Более широкую известность Цицерон приобрел после дела Верреса, бывшего наместника Сицилии. В 70 году до н. э., подавая против Верреса иск о вымогательстве, сицилийцы обратились к Цицерону за помощью, помня о его ораторских талантах. Преторы, подкупленные Верресом, так затянули разбирательство, что не оставили Цицерону времени для произнесения обвинительной речи до начала праздников, однако он настолько умело представил судьям доказательства и показания свидетелей, обвинявших наместника во взяточничестве, вымогательствах, прямом грабеже и убийствах сицилийцев и даже римских граждан, что его выступление решило дело, и Веррес был вынужден отправиться в изгнание. В 69 году до н. э. Цицерон избирается курульным эдилом, а в 66 году до н. э. претором.

Заговор Катилины В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула, будучи первым за предыдущие 30 лет « новым человеком », достигшим этого поста. Его избранию способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону. Цицерон произносит речь против Катилины. После поражения на выборах Катилина начал готовить заговор с целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Четырьмя сенатскими речами против Катилины, считающимися образцами ораторского искусства, Цицерон вынудил Катилину бежать из Рима в Этрурию. В последовавшем заседании Сената, которым он руководил, было решено арестовать и казнить без суда тех заговорщиков, которые остались в Риме, так как они представляли собой слишком большую угрозу государству, и обычные в таких случаях меры домашний арест или ссылка были бы недостаточно эффективны. Юлий Цезарь, присутствовавший на заседании, выступал против казни, однако Катон своей речью, не только обличавшей вину заговорщиков, но также перечислявшей подозрения, падавшие на самого Цезаря, убедил сенаторов в необходимости смертного приговора. В этот период слава и влияние Цицерона достигли своего пика ; восхваляя его решительные действия, Катон назвал его « отцом отечества ». Однако в это же время Плутарх пишет : « многие прониклись к нему неприязнью и даже ненавистью не за какой - нибудь дурной поступок, но лишь потому, что он без конца восхвалял самого себя. Ни сенату, ни народу, ни судьям не удавалось собраться и разойтись, не выслушав ещё раз старой песни про Катилину … он наводнил похвальбами свои книги и сочинения, а его речи, всегда такие благозвучные и чарующие, сделались мукою для слушателей »

Изгнание В 60 году до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединили силы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Однако это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе. Клодий добивался принятия закона, осуждавшего Цицерона на изгнание, как человека, казнившего римских граждан без суда и следствия. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её ; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены. В сентябре 57 года до н. э. Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию ( причиной тому послужили нападки трибуна ). Помпей прогнал его с форума и добился возвращения Цицерона из ссылки с помощью народного трибуна Тита Анния Милона. В 51 году до н. э. он был назначен по жребию наместником Киликии, где успешно правил, пресек мятеж каппадокийцев, не прибегая к оружию, а также нанёс поражение разбойничьим племенам Амана, за что получил титул « императора ».

Оппозиция Марку Антонию и смерть. После убийства Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон вернулся к политике, решив, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена. В борьбе за власть между Марком Антонием и молодым Октавианом, наследником Цезаря, он принял сторону последнего, считая, что сможет манипулировать юношей и с его помощью добиться власти. С целью ослабления позиции Антония он произнёс 14 направленных против него речей, которые он назвал « филиппиками » по аналогии с речами Демосфена, в которых он обличал Филиппа Македонского. Однако когда Октавиан благодаря поддержке, оказанной ему Цицероном, пришёл к власти, он заключил союз с Антонием и Лепидом, образовав Второй Триумвират. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки « врагов народа », которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза. Цицерон был убит при попытке к бегству 7 декабря 43 года до н. э. Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал рабам, несущим его : « Поставьте тут же паланкин », а потом, высунув голову из - за занавеси, подставил шею под нож убийцы. Его отрубленные голова и правая рука были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума.

Политические взгляды Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления « сенатской республики », основанной на « заветах предков ». Свои основные труды он назвал « О республике » (De re publica; чаще переводится « О государстве ») и « О законах »; оба произведения написаны в форме диалогов. « Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов ». Главными достоинствами определения понятия « государство » являются : 1. Народ - это особая общность людей ; 2. Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами ; 3. Право рассматривается как основа объединения народа, « достоянием » которого является государство. Цицерон пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее стабильном и прочном, т. к. монархия, аристократия и демократия легко трансформируются в свои противоположности. Прочность государства также зависит и от незыблемости законов. « Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных ». Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.

Творчество Речи Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие, в частности, и такие приемы Цицерона, как ламентация. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики. Трактаты Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени : стоиков, академиков и эпикурейцев. Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей возрождения и гуманизма ( Петрарку, Эразма Роттердамского, Боккаччо ), французских просветителей ( Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье ) и многих других.