ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ М.М. Безруких Д.б.н., профессор, академик РАО Директор ИВФ РАО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление инновационными процессами в учреждении профессионального образования.
Advertisements

Актуальные проблемы современного образования и здоровье детей РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Институт возрастной физиологии Russian Academy of Education.
Здоровье и развитие ребенка. Факторы риска дома и в школе Центр развития межличностных коммуникаций (Москва, г.) Безруких М.М. Д.б.н., профессор,
Дислексия – одна из причин школьных трудностей. Диагностика и комплексная помощь. Центр развития межличностных коммуникаций ( г.) Татьяна Андреевна.
Проблемы классного руководства в современной школе Кондакова Ирина Петровна, директор МОУ СОШ 4 г. Приозерска.
Здоровье и развитие детей. Факторы риска Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО Научно-практическая.
К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНЛАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННЫХ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ Безруких М.М. Институт.
Здоровьесберегающие технологии. Развитие умственных способностей и физического здоровья на уроках в начальной школе. Иванина Валентина Викторовна учитель.
Школьные трудности. Причины, диагностика, коррекция Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ ВЫПОЛНИЛА: РЯБУШКО ВЕРА ИВАНОВНА.
Образовательный проект Автор проекта: Белоголова Ю. В. – старший воспитатель МДОУ 52 г. Красноярска.
Развитие мозга и познавательное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста д.б.н., профессор, академик РАО М.М.Безруких г. Сочи октября.
Здоровье детей. Факторы риска Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО г. Москва, ФИРО.
Нервно-психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: традиции и инновационные подходы. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.
Здоровье школьников. Проблемы, пути решения Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО Научно-практическая.
ЛЕВША – НАКАЗАНИЕ ИЛИ ПОДАРОК СУДЬБЫ? Ефремова Наталия Николаевна, социальный педагог, ГБОУ 668 Москва.
Организация воспитательной работы в ГБОУ СОШ 317 Принципы построения воспитательной работы.
Дамоклов меч или Школьные трудности : проблемы, психологическая помощь. д.б.н., профессор,академик РАО М.М. Безруких 26 июня – 1 июля 2010 г., г. Сочи.
Здоровье и развитие ребенка. Факторы риска дома и в школе Общешкольное родительское собрание (круглый стол) г.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Транксрипт:

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ М.М. Безруких Д.б.н., профессор, академик РАО Директор ИВФ РАО

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания» К.Д. Ушинский

физиологически целесообразный учитывающий возрастные закономерности развития ребенка, не наносящий вред его психическому и физическому здоровью, повышающий эффективность обучения. Инновация – конечный социально значимый и физиологически целесообразный результат инновационного процесса по научному обоснованию, разработке, экспертизе и внедрению отличного от традиционного подхода к образованию, учитывающий возрастные закономерности развития ребенка, не наносящий вред его психическому и физическому здоровью, повышающий эффективность обучения. Инновационная идея Инновационный процесс Инновация

Этапы разработки инновационной идеи Научное обоснование инновационного проекта (предложения) Экспертиза (определение рисков) Апробация модели Оценка эффективности апробации Программа использования Оценка эффективности Рекомендации по широкому использованию Переподготовка (подготовка) специалистов Коррекция методического сопровождения Коррекция предложения Методическое сопровождение Модель реализации + методическое сопровождение Коррекция модели Инновационная идея

Риски в использовании инноваций: Недостаточное (или отсутствие) научного обоснования; недостаточное (или отсутствие методического сопровождения); отсутствие квалифицированной экспертизы и выделения рисков; отсутствие квалифицированной оценки апробации; неразработанность механизма коррекции; неразработанность механизма внедрения и оценки эффективности.

Избирательное внимание Рабочая память Организация, регуляция и контроль произвольных движений Мышечная интеграция Нервно- мышечный контроль сложнокоординированных движений руки Моторная память Осязательная кинестетическая чувствительность Двигательный навык письма (письмо – как серия произвольных движений) Зрительное восприятие Пространственное восприятие Зрительная память Зрительно-моторные координации Анализ и синтез пространственных стимулов Регуляция и контроль статических действий (регуляция позных компонентов) Психофизиологическая структура деятельности в процессе письма

Временная структура движений при письме праворукие дети леворукие дети Методика безотрывного письма: Нарушает психофизиологическую структуру действия; Нарушает процессы программирования и контроля; Требует биомеханически нецелесообразные (трудные) движения; Создает чрезмерное мышечное напряжение; Нарушает процессы звуко-буквенного анализа; Создает гипоксию (из-за «рваного» ритма и задержки дыхания). Результат – нечитаемое безграмотное письмо.

МИФЫ О ЛЕВОРУКОСТИ И ЛЕВОРУКИХ ДЕТЯХ 1. ЛЕВОРУКИЕ = ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ (?) Доказано У леворуких (так же как у праворуких людей) в организацию разных видов деятельности включается и правое и левое полушарие. Степень включения разных зон коры разных полушарий зависят от типа задачи, новизны, трудности задачи действия, сформированности навыка и т.п. 2. ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ ОСОБЕННЫЕ (?) Имеют очень высокие когнитивные способности, гениальные, талантливые, творческие, эмоциональные и т.п. «Неполноценные», «тупые», «неловкие», «со сниженным интеллектом» Доказано Леворукость – индивидуальный вариант нормы, индивидуальные различия внутри группы леворуких не менее выражены, чем внутри группы праворуких.

Рис.1. Динамика внутри- и межполушарного взаимодействия у праворуких детей 6-7 и 9-10 лет в I и II фазах подготовки к движению и при выполнении движений 6-7 лет 9-10 лет Фаза I Фаза II Движение

Рис.2. Динамика внутри- и межполушарного взаимодействия у леворуких детей 6-7 и 9-10 лет в I и II фазах подготовки к движению и при выполнении движений Фаза I Фаза II Движение 6-7 лет 9-10 лет

Рис.3. Достоверные (р 0,05) изменения значений функций КОГ у праворуких и леворуких детей 6-7 лет при зрительно-пространственной деятельности низкого уровня сложности, верхний ряд - праворукие, нижний ряд - леворукие, сплошная линия – рост КОГ, пунктирная линия- снижение КОГ. θα1α1 α2α2 α3α3

Рис.4. Достоверные (р0,05) изменения значений функций КОГ у праворуких и леворуких детей 6-7 лет при зрительно-пространственной деятельности высокого уровня сложности, верхний ряд - праворукие, нижний ряд - леворукие, сплошная линия – рост КОГ, пунктирная линия- снижение КОГ. θα1α1 α2α2 α3α3

Возможности использования фундаментальных исследований в психофизиологии развития ребенка для модернизации образования Психофизиология развития ребенка Определение: Мозговых механизмов развития познавательных функций; Сенситивных и критических периодов возрастного развития познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, организации деятельности и т.п.); Индивидуальных особенностей в развитии познавательных функций; Условий эффективной организации учебной деятельности. Разработка : Стандартов образования, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям познавательного развития; Требований к организации учебной деятельности; Требований к учебной книге. Выделение: механизмов формирования базовых учебных навыков: письма, чтения, счета, движений. Механизмов восприятия и переработки информации. Разработка: эффективных методик обучения в том числе с учетом новых технологий. Условия и принципы рациональной организации учебного процесса. Выделение: Особенностей развития детей «групп риска» : леворуких, медлительных, гиперактивных, частоболеющих, одаренных. Разработка: программ индивидуального развития (для дошкольников); Программ индивидуального обучения (для школьников). Определение: Причин и механизмов трудностей обучения; Причин и механизмов нарушений физического и психического здоровья. Разработка: Методов диагностики школьных трудностей; Эффективных методов коррекции школьных трудностей.

«Читая физиологию, на каждой странице мы убеждаемся в обширной возможности действовать на физическое развитие индивида….. Из этого источника только что открывающегося, воспитание почти еще и не черпало» К.Д. Ушинский Собр. соч.- Т.5, С.24.

Благодарю за внимание Институт возрастной физиологии РАО г. Москва, ул. Погодинская, д.8 корп.2 Тел\факс