ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ М.М. Безруких Д.б.н., профессор, академик РАО Директор ИВФ РАО
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания» К.Д. Ушинский
физиологически целесообразный учитывающий возрастные закономерности развития ребенка, не наносящий вред его психическому и физическому здоровью, повышающий эффективность обучения. Инновация – конечный социально значимый и физиологически целесообразный результат инновационного процесса по научному обоснованию, разработке, экспертизе и внедрению отличного от традиционного подхода к образованию, учитывающий возрастные закономерности развития ребенка, не наносящий вред его психическому и физическому здоровью, повышающий эффективность обучения. Инновационная идея Инновационный процесс Инновация
Этапы разработки инновационной идеи Научное обоснование инновационного проекта (предложения) Экспертиза (определение рисков) Апробация модели Оценка эффективности апробации Программа использования Оценка эффективности Рекомендации по широкому использованию Переподготовка (подготовка) специалистов Коррекция методического сопровождения Коррекция предложения Методическое сопровождение Модель реализации + методическое сопровождение Коррекция модели Инновационная идея
Риски в использовании инноваций: Недостаточное (или отсутствие) научного обоснования; недостаточное (или отсутствие методического сопровождения); отсутствие квалифицированной экспертизы и выделения рисков; отсутствие квалифицированной оценки апробации; неразработанность механизма коррекции; неразработанность механизма внедрения и оценки эффективности.
Избирательное внимание Рабочая память Организация, регуляция и контроль произвольных движений Мышечная интеграция Нервно- мышечный контроль сложнокоординированных движений руки Моторная память Осязательная кинестетическая чувствительность Двигательный навык письма (письмо – как серия произвольных движений) Зрительное восприятие Пространственное восприятие Зрительная память Зрительно-моторные координации Анализ и синтез пространственных стимулов Регуляция и контроль статических действий (регуляция позных компонентов) Психофизиологическая структура деятельности в процессе письма
Временная структура движений при письме праворукие дети леворукие дети Методика безотрывного письма: Нарушает психофизиологическую структуру действия; Нарушает процессы программирования и контроля; Требует биомеханически нецелесообразные (трудные) движения; Создает чрезмерное мышечное напряжение; Нарушает процессы звуко-буквенного анализа; Создает гипоксию (из-за «рваного» ритма и задержки дыхания). Результат – нечитаемое безграмотное письмо.
МИФЫ О ЛЕВОРУКОСТИ И ЛЕВОРУКИХ ДЕТЯХ 1. ЛЕВОРУКИЕ = ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ (?) Доказано У леворуких (так же как у праворуких людей) в организацию разных видов деятельности включается и правое и левое полушарие. Степень включения разных зон коры разных полушарий зависят от типа задачи, новизны, трудности задачи действия, сформированности навыка и т.п. 2. ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ ОСОБЕННЫЕ (?) Имеют очень высокие когнитивные способности, гениальные, талантливые, творческие, эмоциональные и т.п. «Неполноценные», «тупые», «неловкие», «со сниженным интеллектом» Доказано Леворукость – индивидуальный вариант нормы, индивидуальные различия внутри группы леворуких не менее выражены, чем внутри группы праворуких.
Рис.1. Динамика внутри- и межполушарного взаимодействия у праворуких детей 6-7 и 9-10 лет в I и II фазах подготовки к движению и при выполнении движений 6-7 лет 9-10 лет Фаза I Фаза II Движение
Рис.2. Динамика внутри- и межполушарного взаимодействия у леворуких детей 6-7 и 9-10 лет в I и II фазах подготовки к движению и при выполнении движений Фаза I Фаза II Движение 6-7 лет 9-10 лет
Рис.3. Достоверные (р 0,05) изменения значений функций КОГ у праворуких и леворуких детей 6-7 лет при зрительно-пространственной деятельности низкого уровня сложности, верхний ряд - праворукие, нижний ряд - леворукие, сплошная линия – рост КОГ, пунктирная линия- снижение КОГ. θα1α1 α2α2 α3α3
Рис.4. Достоверные (р0,05) изменения значений функций КОГ у праворуких и леворуких детей 6-7 лет при зрительно-пространственной деятельности высокого уровня сложности, верхний ряд - праворукие, нижний ряд - леворукие, сплошная линия – рост КОГ, пунктирная линия- снижение КОГ. θα1α1 α2α2 α3α3
Возможности использования фундаментальных исследований в психофизиологии развития ребенка для модернизации образования Психофизиология развития ребенка Определение: Мозговых механизмов развития познавательных функций; Сенситивных и критических периодов возрастного развития познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, организации деятельности и т.п.); Индивидуальных особенностей в развитии познавательных функций; Условий эффективной организации учебной деятельности. Разработка : Стандартов образования, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям познавательного развития; Требований к организации учебной деятельности; Требований к учебной книге. Выделение: механизмов формирования базовых учебных навыков: письма, чтения, счета, движений. Механизмов восприятия и переработки информации. Разработка: эффективных методик обучения в том числе с учетом новых технологий. Условия и принципы рациональной организации учебного процесса. Выделение: Особенностей развития детей «групп риска» : леворуких, медлительных, гиперактивных, частоболеющих, одаренных. Разработка: программ индивидуального развития (для дошкольников); Программ индивидуального обучения (для школьников). Определение: Причин и механизмов трудностей обучения; Причин и механизмов нарушений физического и психического здоровья. Разработка: Методов диагностики школьных трудностей; Эффективных методов коррекции школьных трудностей.
«Читая физиологию, на каждой странице мы убеждаемся в обширной возможности действовать на физическое развитие индивида….. Из этого источника только что открывающегося, воспитание почти еще и не черпало» К.Д. Ушинский Собр. соч.- Т.5, С.24.
Благодарю за внимание Институт возрастной физиологии РАО г. Москва, ул. Погодинская, д.8 корп.2 Тел\факс