Педагогическая мастерская Воспитательная система класса Преподаватель - Тютюнник В.Н. Сыктывкар 2008 Гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции; деятельности; субъектов деятельности; отношений; среды; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой совокупность взаимосвязанных компонентов. это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой совокупность взаимосвязанных компонентов. это целостная и упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, способствующих развитию личности школьника в классном коллективе.
Компоненты ВСК по Е.Н. Степанову Индивидуально-групповой Ценностно-ориентационный Функционально-деятельностный Пространственно- временной Диагностико-аналитический
Компоненты Составные части компонентов Индивидуально- групповой Классный руководитель (воспитатель) Классный руководитель (воспитатель) Учащиеся Учащиеся Родители Родители Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива
Компоненты Составные части компонентов Ценностно- ориентационный Цели задачи воспитания Цели задачи воспитания Перспективы жизнедеятельности классного сообщества Перспективы жизнедеятельности классного сообщества Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса
Компоненты Составные части компонентов Функционально- деятельностный Системаобразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения Системаобразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения Основные функции воспитательной системы Основные функции воспитательной системы Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества
Компоненты Составные части компонентов Пространственно- временной Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно- материальная среда Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно- материальная среда Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения Этапы становления и развития воспитательной системы Этапы становления и развития воспитательной системы
Компоненты Составные части компонентов Диагностико- аналитический Критерии эффективности воспитательной системы Критерии эффективности воспитательной системы Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов
1.Школьный класс – это компонент ВСШ 2.Школьный класс – это не всегда система 3.Сколько классных руководителей – столько и ВСК 4.Если нет ВСШ, то не может быть и ВСК 5.Поменялся классный руководитель – поменялась система класса 6.Опыт создания системы класса можно повторить только на уровне структуры 7.Система класса развивается и проходит несколько этапов 8.Развитие ВСК всегда начинается с моделирования
Целесообразность создания воспитательной системы Системный подход способствует более оптимальному использованию скудных финансовых и материально- технических ресурсов и окружающего социума Системный подход способствует более оптимальному использованию скудных финансовых и материально- технических ресурсов и окружающего социума Интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности; крепнет взаимосвязь компонентов воспитательной системы Интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности; крепнет взаимосвязь компонентов воспитательной системы При воспитательной системе специально моделируются и создаются условия для самореализации педагога, родителей При воспитательной системе специально моделируются и создаются условия для самореализации педагога, родителей Освоенная среда позволяет расширить диапозон возможностей воспитательного воздействия на личность Освоенная среда позволяет расширить диапозон возможностей воспитательного воздействия на личность Экономия времени и сил педагогического коллектива (деятельность традиционным способом)…традиции придают устойчивость воспитательным системам, повышают ее жизнеспособность Экономия времени и сил педагогического коллектива (деятельность традиционным способом)…традиции придают устойчивость воспитательным системам, повышают ее жизнеспособность Формируется «лицо» классного коллектива Формируется «лицо» классного коллектива
Моделирование ВСК это процесс взаимодействия субъектов ВСК по формированию представления о важнейших компонентах ВСК, о путях, способах и этапах построения ВСК.
Основные направления процесса моделирования ВСК изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе; изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе; проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества; проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества; сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка. сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.
Основные направления деятельности Задачи деятельностиСредства реализации задач Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие характеристики членов классного коллектива. 2. Определить уровень сформированности классного коллектива. 3. Вовлечение в жизнедеятельность классной общности родителей и учителей. 4. Определить эффективность учебно- воспитательного процесса 1.Анкетирование, 2.Мастерская общения 3.Изучение сформированности коллектива 4.Смотр сочинений 5.Тесты и др. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельност и классного сообщества 1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем. 2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды. 1.Организационно- деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника» 2.Игра «Есть корабль, где все капитаны», 3.вечер «Мир моих увлечений», и др. Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка 1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально- психологической и нравственной атмосферы в классе. 2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества 1. Праздник именинников, вылазки на природу, культпоходы и экскурсии, игра «Узнай свое поручение». 2. «Разговор при свечах», и др.
Технология проектирования по Е.Н. Степанову I.Диагностический этап 1. Выявление уровня воспитанности учащихся, степени сформированности коллектива, коллективистских отношений 2. Круг интересов учащихся, их способности, декларируемые ценности, взаимоотношения в классе 3. Выявление проблем в классе (дети-изгои, дети с отклонениями в поведении, уровень культуры общения) 4. Определение цели, задач и направлений воспитательной системы класса II.Проектирование воспитательной системы класса 1. Определение направлений и содержания воспитательной работы 2. Выделение видов деятельности, форм и условий организации воспитательной работы. 3. Взаимодействие с родителями III.Критерии и оценка деятельности классного руководителя и уровня воспитанности учащихся
Игра «Шпаргалка» Загляни в тетрадь соседа! Молчаливая беседа пусть поможет вам понять, что сумели вы узнать!
Я - сообщение Я задумался над вопросом, я теперь буду думать над вопросом, я буду искать ответ на вопрос… Я задумался над вопросом, я теперь буду думать над вопросом, я буду искать ответ на вопрос… Мои чувства, мысли, личные открытия сегодня на мастерской… Мои чувства, мысли, личные открытия сегодня на мастерской… Мастерская как форма приобретения знаний для меня… Мастерская как форма приобретения знаний для меня…
Литература Степанов Е.Н. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие// Классный руководитель – М., 1998г. Степанов Е.Н. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие// Классный руководитель – М., 1998г. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М., 2004г. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М., 2004г. Степанов П.В. Как создать воспитательную систему школы. – М., 2006г. Степанов П.В. Как создать воспитательную систему школы. – М., 2006г. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в ВСШ. – М., 2008г. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в ВСШ. – М., 2008г. Григорьев Д.В. ВСШ: от а до я.- М., 2006г. Григорьев Д.В. ВСШ: от а до я.- М., 2006г. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М., 2001г. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М., 2001г. Караковский В.А. Новикова М.И. «Воспитание? Воспитание… Воспитание!». - М., 1996г. Караковский В.А. Новикова М.И. «Воспитание? Воспитание… Воспитание!». - М., 1996г.