ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ Понятие и формы жестокого обращения с детьми. Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение системы защиты детей от жестокого обращения. Голова Н.И., зам. директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Михайловки»
Жестокое обращение с ребенком действия (бездействие) родителей или других взрослых, наносящее ущерб физическому и/или психическому здоровью ребенка
Насилие - Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление контроля силой другим человеком
Формы жестокого обращения с ребенком: Физическое насилие Сексуальное насилие Психическое насилие Пренебрежение основными нуждами ребенка
Причины и источники насилия над детьми: Особенности общества, в котором проявляется насилие; Особенности семьи и характер семейных отношений, в которых воспитывается ребенок.
Особенности общества, в котором проявляется насилие: Характер социально-экономической формации; Уровень безработицы; Бедность; Наличие гражданских войн и локальных военных действий; Уровень преступности; Слабость законов; Отсутствие целостной и действенной системы защиты детей; Особенности установок общества с точки зрения терпимости к насилию по отношению к детям, убеждение, что физические наказания являются эффективным способом воспитания.
Факторы риска насилия и жестокого обращения с детьми: Факторы риска, связанные с особенностями семьи в целом; Факторы риска, связанные со здоровьем родителей; Факторы риска, связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками; Факторы риска, связанные с особенностями ребенка.
Факторы риска, связанные с особенностями семьи в целом: семьи с низким материальным уровнем жизни; многодетные семьи; неполные семьи; конфликтные семьи; семьи, где есть усыновленные дети; др.
Факторы риска, связанные со здоровьем родителей: алкоголизм одного или обоих родителей; умственная отсталость родителей; душевные заболевания.
Факторы риска, связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками: агрессивность; сниженный уровень самоконтроля; стремление к доминированию; повышенный уровень раздражительности; неуверенность в собственных силах, неадекватная самооценка; нереалистично высокий уровень ожиданий по отношению к ребенку; искаженное восприятие ребенка, страх того, что ребенок «испортится»; преувеличение ценности физических наказаний; собственный детский опыт, связанный с насилием; неготовность к поведению детей в подростковом возрасте; стресс.
Факторы риска, связанные с особенностями ребенка: гиперкинетический синдром, чрезмерная подвижность, сниженная способность к концентрации внимания; нелюбимый или «нежеланный ребенок»; физические и психические отклонения ребенка.
Общие последствия пережитого насилия: Ближайшие; Отдаленные (нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия).
Физическое насилие преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни
Сексуальное насилие -это сексуальное поведение взрослого, вовлекающего в сексуальные действия ребенка, или сексуальная эксплуатация ребенка. Сексуальное насилие в отношении детей включает большое количество действий: нежелательные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные замечания; эксгибиционизм; нежелательные прикосновения и ощупывания частей тела; систематические подглядывание; обман и запугивание, шантаж и принуждение к близости через физический вред или угрозу вреда семье, друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообщение информации, несоответствующей возрасту; непристойные телефонные звонки; демонстрация порно и развратные действия и др.
Психическое насилие периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Виды психического насилия: Угрозы в адрес ребенка; Преднамеренная изоляция ребенка; Предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; Оскорбление и унижение достоинства; Систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; Постоянная негативная характеристика ребенка; Демонстративное негативное отношение к ребенку; Запугивание ребенка.
Пренебрежение основными нуждами ребенка неисполнение родителем ли лицом, его заменяющим, обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных потребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребенка или создающее серьезный риск этого
Формы пренебрежения основными нуждами ребенка: оставление ребенка без присмотра; непредоставление ребенку питания, одежды, жилья; непредоставление медицинской помощи ребенку; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); отсутствие возможности получения адекватного образования и др.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности по защите детей от жестокого обращения Международные нормативные акты (Конвенция о правах ребенка). Федеральное законодательство (Семейный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об основах системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних», Трудовой кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, письмо Минобрнауки России от 01 октября 2008 г «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»). Локальные нормативные акты (устав ОУ и др.).
Конвенция о правах ребенка. Ст. 19. «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».
Семейный кодекс РФ. Ст. 65. «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей»
Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми: Административная ответственность Уголовная ответственность Гражданско-правовая ответственность Дисциплинарная ответственность