Управление процессом нравственного воспитания учащихся на этнокультурной основе Автор презентации: Смольякова Валентина Ивановна
Проблема исследования: каковы педагогические условия управления процессом нравственного воспитания учащихся на этнокультурной основе? Цель исследования: теоретическое обоснование процесса нравственного воспитания сельских школьников на основе использования средств этнокультуры и их экспериментальная апробация. Объект исследования: нравственное воспитание учащихся в средней общеобразовательной школе. Предмет исследования: педагогические условия управления процессом нравственного воспитания учащихся на этнокультурной образовательной основе.
Задачи исследования: изучить педагогическую научную литературу по проблеме исследования; Раскрыть характерные особенности управления процессом нравственного воспитания учащихся; Охарактеризовать сущность этнокультурной направленности образования и определить основные пути ее реализации в нравственном воспитании учащихся; Организовать опытно-экспериментальную проверку педагогических условий эффективного управления процессом нравственного воспитания учащихся на этнокультурной основе.
Гипотеза исследования: управление процессом нравственного воспитания учащихся на этнокультурной основе будет эффективным, если: в школе создана и действует целостная модель образования с этнокультурным компонентом, направленная на формирование нравственного сознания, чувств, мышления учащихся; Педагоги школы постоянно изыскивают резервы в преподаваемых учебных дисциплинах, а также используют такие инновационные методы и формы работы которые способствуют нравственному совершенствованию учащихся с связи с изучаемым материалом на уроке: Учащиеся систематически включаются в различные виды деятельности, предусмотренные планом воспитательной работы школы, обеспечивающие перевод внешних воспитательных воздействий во внутренние побуждения учащихся; Учитель личным примером способствует воспитанию нравственности.
Теоретические основы управления процессом нравственного воспитания учащихся на этнокультурной основе. 1.Основные понятия и задачи нравственного воспитания. 2. Роль воспитательной системы школы в нравственном становлении учащихся. 3. Специфика управления процессом нравственного воспитания. 4. Этнокультурная направленность в управлении процессом нравственного воспитания в современной школе.
Выводы: 1.Анализ философской, психолого-педагогической, культурологической литературы позволяет говорить об актуальности проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящее время. 2. Теоретический анализ литературы позволяет утверждать, что нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами; -Нравственность неотделима от морали и является составной частью этики; - нравственность – отношение человека к себе, окружающим, природе. Труду, проявляется в сфере чувств, деятельности и мышления. 3. Выявлены различные подходы ученых к данному процессу: когнитивный, оценочно-эмоциональный. Мировоззренческий, поведенческий и целостный. 4. Особенности реализуемых моделей воспитательных систем обусловлено содержанием этнокомпонента.
Опытно-экспериментальная проверка эффективности управления нравственным воспитанием учащихся на этнокультурной основе. 1.Диагностика состояния нравственного воспитания учащихся МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа» (констатирующий этап). 2.Организация опытно-практической работы педагогического коллектива по использованию этнокультурного компонента в управлении процессом нравственного воспитания учащихся (формирующий этап). 3.Результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности управления процессом нравственного воспитания учащихся на этнокультурной основе (контрольный этап).
Констатирующий этап. Для выявления состояния уровня сформированности нравственного воспитания использовались диагностические опросы учащихся разных возрастных групп, беседы нравственной тематики. Детям младшего школьного возраста предлагались вопросы нравственного характера, на которые они должны были ответить используя свой жизненный опыт. Цель: выявление уровня нравственного воспитания младшего школьника. При исследовании нравственного опыта младших школьников использовался ряд взаимодополняющих методик: опрос, позволяющий выявить модели поведения школьников, беседа по сюжетному рассказу, неоконченный рассказ, беседа о нормах поведения, наблюдение.
Результаты нравственной воспитанности. Констатирующий этап Контрольный этап
Формирующий этап Работа шла по нескольким направлениям : -создавались классы с углубленным изучением истории и литературы, вносили отдельные дополнения в стандарты образования по многим дисциплинам, проводились открытые и интегрированные уроки; -уделялось большое внимание воспитанию учащихся на исторических традициях города и района; - с целью повышения теоретического и методического уровня учителей проводились педагогические советы, посвященные различным аспектам этнокультурного образования, педагогические чтения, семинары.
Работа администрации школы. Этапы работы с педагогическим коллективом Через методические объединения, работу творческих групп, административные совещания, научно- практические семинары, деловые игры отрабатывались теоретические основы использования этнокультурного компонента в учебно-воспитательном процессе. Ежегодно учителя школы участвуют в областных и городских семинарах, региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях по вопросам духовно-нравственного развития личности, выступают с докладами, которые публикуются в научных сборниках.
Работа администрации школы. Этапы работы с педагогическим коллективом Через методические объединения, работу творческих групп, административные совещания, научно- практические семинары, деловые игры отрабатывались теоретические основы использования этнокультурного компонента в учебно-воспитательном процессе. Ежегодно учителя школы участвуют в областных и городских семинарах, региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях по вопросам духовно-нравственного развития личности, выступают с докладами, которые публикуются в научных сборниках.
Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов уровней нравственной воспитанности на этнокультурной основе. анкетыВысокий уровень Средний уровень Низкий уровень Констатирующий эксперимент 138%50%12% 225%44%31% 3 38%31% 425%50%25% Контрольный эксперимент 163%32%5% 232%50%18% 338%43%19% 444% 12%
Вывод: Экспериментальная работа проводилась с целью проверки выдвинутых педагогических условий, обеспечивающих эффективность нравственного воспитания. Как младших школьников, так и учащихся среднего звена средствами этнокультуры. На первом этапе мы определили начальный уровень нравственной воспитанности учащихся. На втором описана деятельность педагогического коллектива по управления процессом нравственного воспитания. На третьем определили итоговый уровень нравственной воспитанности и убедились в эффективности гипотезы экспериментального исследования.