Толерантность Является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе.
Толерантность Имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском- готовность быть терпимым; во французском- отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском - милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Шарль Талейран Французский политический и государственный деятель, дипломат, министр иностранных дел в Один из самых выдающихся дипломатов, мастер тонкой дипломатической интриги.
Направления толерантности: Политическая толерантность- терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям. Научная толерантность- терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ. Педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства. Административная толерантность- умение руководить без нажима и агрессии.
Критерии толерантности: 1. Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе); 2.Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, и др.); 3.Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества; 4. Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
Критерии толерантности: 5. Охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям; 6. Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; 7. Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества; 8. Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем.
Основные черты личности Толерантная личностьИнтолерантная личность уважение мнения другихнепонимание доброжелательностьигнорирование желание что-нибудь делать вместеэгоизм понимание и принятиенетерпимость чуткость, снисходительностьпренебрежение, раздражительность доверие, гуманизм.равнодушие, цинизм любознательностьагрессивность
Толерантная личность: – терпимый и терпеливый; – считающийся с чужими мнениями и интересами; – умеющий решать конфликты путем убеждения и – взаимопонимания; – приветливый и заботливый, вежливый и деликатный; – уважающий окружающих и уважаемый ими; – уважающий права свои и других, умеющий слушать и – слышать; – заботливый, сострадающий, поддерживающий; – патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании; – человек, берегущий природу и культуру; – трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Толерантная семья: – все терпимые и терпеливые; – здоровые, добрые, любящие; – уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга; – окружающие друг друга заботой; – внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга; – успешные, независимые, счастливые.
Толерантный педагог: –воспитывать в духе мира; –признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого; –быть примером для детей; –уметь слушать; –развивать у учащихся чувство взаимного расположения; –давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы; –не допускать проявлений авторитаризма; –поощрять совместную деятельность.
Диагностика толерантности у учащихся 5,7, 8 классов Исследуемая категория Содержание вопроса ЯзыкОбзываете ли вы друг друга используя при обращении друг к другу вместо имен клички? 5 – класс ДА – 50%, НЕТ- 50% 7- класс ДА – 85,1%, НЕТ- 14,9% 8 класс ДА – 93,8%, НЕТ- 6,2% СтереотипыИспользуете ли вы негативные оскорбительные обобщения говоря о мигрантах, о стариках, об инвалидах или о каких-то других группах? 5 – класс ДА – 0, НЕТ- 100% 7- класс ДА – 0, НЕТ- 100% 8 класс ДА –0, НЕТ-100%
Диагностика толерантности у учащихся 5,7, 8 классов Исследуемая категория Содержание вопроса НасмешкаНасмехаются ли ученики над ошибками или личными качествами, других пытаясь поставить их в неловкое положение? 5 - класс ДА- 30%, НЕТ- 70% 7- класс ДА – 59,3% НЕТ – 40,7% 8 – класс ДА- 25%, НЕТ – 75% ПредубежденияСчитаете ли вы, что некоторые люди, отличающиеся по верованию, национальности, полу, здоровью, интеллекту, менее ценны и важны для общества, чем те к которым вы принадлежите 5 - класс ДА- 45%, НЕТ- 55% 7- класс ДА – 14,8% НЕТ – 85,2% 8 – класс ДА- 6,2%, НЕТ – 93,8%
Диагностика толерантности у учащихся 5,7, 8 классов Исследуемая категория Содержание вопроса Поиск «козла отпущения» Склонны ли вы сваливать вину за проигрыши в соревнованиях, за неприятные происшествия и, вообще за все неудачи класса на кого-то одного из одноклассников? 5 – класс ДА- 25%, НЕТ-75% 7- класс ДА – 25,9% НЕТ – 74,1% 8 – класс ДА- 75%, НЕТ – 25% ДискриминацияЕсть ли в вашем классе дети, которых другие постоянно избегают, не берут в команду, не принимают в игры? 5 класс ДА- 95%, НЕТ-5% 7- класс ДА – 85,1% НЕТ – 14,9% 8 – класс ДА- 93,8%, НЕТ – 6,2%
Диагностика толерантности у учащихся 5,7, 8 классов Исследуемая категория Содержание вопроса ПреследованиеПытаются ли одни ученики испортить настроение другим, постоянно ставя их в неловкое положение выталкивая их из ряда в строю, рисуя на них карикатуры 5 – класс ДА- 80%, НЕТ-20% 7- класс ДА – 66,6% НЕТ – 33,4% 8 – класс ДА- 50%, НЕТ – 50% Остракизм (бойкот) Бывают ли в вашем классе такие периоды, когда вы не разговариваете с кем либо из одноклассников, не включаете его в общие дела 5 – класс ДА- 90%, НЕТ-10% 7- класс ДА – 85,2% НЕТ – 14,8% 8 – класс ДА- 43,8%, НЕТ – 56,2%
Диагностика толерантности у учащихся 5,7, 8 классов Исследуемая категория Содержание вопроса Осквернение или порча Делает ли кто-то из учащихся непристойные надписи или рисунки, сознательно желая испортить собственность другого, демонстрируя к нему неуважение? 5 – класс ДА- 85%, НЕТ-15% 7- класс ДА – 51,8% НЕТ – 48,2% 8 – класс ДА- 6,2%, НЕТ – 93,8% ИзгнаниеБыл ли кто-либо из учащихся несправедливо или беспричинно изгнан из команды, из группы? 5 – класс ДА- 75%, НЕТ-25% 7- класс ДА – 29,7% НЕТ – 70,3% 8 – класс ДА- 25%, НЕТ – 75%
Диагностика толерантности у учащихся 5,7, 8 классов Исследуемая категория Содержание вопроса ОтчуждениеЕсть ли в классе ученики, которых упорно не допускают к общим играм или внешкольным занятиям, не принимают в команды? 5 – класс ДА- 60%, НЕТ- 40% 7- класс ДА – 59,3% НЕТ – 40,7% 8 – класс ДА- 31,3%, НЕТ – 68,7% СегрегацияПрослеживается дли у учащихся тенденция собираться группами, сформированными по национальным признакам 5 – класс ДА- 50%, НЕТ-50% 7- класс ДА – 29,7% НЕТ – 70,3% 8 – класс ДА- 68,7%, НЕТ – 31,3%
Исследуем ая категория Содержание вопроса ПодавлениеВозникают ли ситуации в классе, когда одни ученики используя физическую силу и различные виды угроз, не дают другим права участвовать в классных мероприятиях, высмеивают их. 5 – класс ДА- 35%, НЕТ-65% 7- класс ДА – 51,8% НЕТ – 48,2% 8 – класс ДА- 18,7%, НЕТ – 81,3% ДракиЧасто ли в классе возникают драки ? 5 – класс ДА- 85%, НЕТ-15% 7- класс ДА – 48,1% НЕТ – 51,9 8 – класс ДА- 43,8%, НЕТ – 56,2% Диагностика толерантности у учащихся 5,7, 8 классов
Мы строим культуру мира. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.