Возможные пути структурирования проектов ГЧП в секторе жилищного строительства в РФ Ольга Ревзина, Партнер, Herbert Smith LLP 16 марта 2011
2 Структурирование проектов по развитию транспортной инфраструктуры Модели, основанные на ведении инвестором всей деятельности по строительству/реконструкции и эксплуатации объекта концессионные проекты неконцессионные проекты Модели, основанные на разделении инвестиционных и эксплуатационных рисков инвестора Модель 1: новое строительство Модель 2: реконструкция/модернизация Подряд в рассрочку
3 Нормативно-правовая база в области ГЧП Федеральный Закон No. 115-ФЗ от 21 июля 2005 «О Концессионных соглашениях» Гражданский кодекс РФ и Региональное законодательство в области ГЧП (Например: Закон г. Санкт-Петербурга «Об участии города Санкт-Петербурга в Государственно-Частных Партнерствах» от 20 декабря 2006, с последними правками от 9 апреля 2008)
4 Концессионное законодательство/предложения по внесению изменений Снижение риска переквалификации соглашений о ГЧП в концессионное соглашение Расширение возможностей по заключению концессионных соглашений по форме, выбранной сторонами Расширение возможностей по заемному финансированию в отношении залога прав в отношении уступки требования/перевода долга в отношении гарантийных и компенсационных обязательств Приведение в соответствие с мировой практикой конкурсных процедур Урегулирование споров
5 Неконцессионные проекты Различные формы структурирования проектов, включая модели, основанные на праве собственности инвестора на объект инфраструктуры Отсутствие ограничений, предусмотренных концессионным законодательством НО Отсутствие законодательно урегулированных и унифицированных правил в отношении конкурсных процедур для заключения соглашения о ГЧП Отсутствие механизмов по обеспечению исполнения долгосрочных обязательств публичной стороны
6 Модель 1: строительство Объект инфраструктуры сооружается инвестором за свой счет, закрепляется за ним на праве собственности, после чего передается в аренду оператору с последующим (после полного возмещения инвестиционных затрат) переходом права собственности на объект к публичному партнеру После завершения строительства объект передается в аренду оператору; возмещение инвестиционных затрат инвестора осуществляется посредством арендных платежей оператора Эксплуатация объекта осуществляется оператором Инвестор не несет рисков эксплуатации и коммерческих рисков оказания платных услуг использованием объекта Публичный партнер участвует в проекте в качестве стороны Соглашения о ГЧП (в том числе выступает гарантом по обязательствам оператора)
7 Модель 2: реконструкция/модернизация Объект инфраструктуры арендуется инвестором и реконструируется/модернизируется им за свой счет (право собственности остается у публичного партнера) После завершения реконструкции/модернизации объект передается в субаренду оператору; возмещение инвестиционных затрат инвестора осуществляется посредством субарендных платежей оператора Эксплуатация объекта осуществляется оператором Инвестор не несет рисков эксплуатации и коммерческих рисков оказания платных услуг с использованием объекта
8 Подряд «в рассрочку» Структура модели Объект находится/реконструируется и эксплуатируется инвестором за свой счет по заказу публичного партнера, в собственности которого находится объект Возмещение инвестиционных затрат осуществляется за счет платежей за выполненные работы, оказанные услуги, которые публичный партнер осуществляет в рассрочку в процессе эксплуатации объекта инфраструктуры Сложности в реализации модели Вопросы, связанные с долгосрочностью обязательств публичного партнера Сложности, связанные с квалификацией долговых обязательств публичного партнера Жесткие условия процедуры размещения заказа
9 Alliance offices