Использование текстов в преподавании экологической этики Нахабино 2008
Список литературы: критерии отбора Содержание текстов должно быть релевантно содержанию курса В списке должны содержаться классические работы и работы признанных современных авторитетов по проблеме Работы должны отображать современное состояние проблемы: в списке обязательно должны присутствовать книги и статьи текущего года Текст должен быть доступен Текст должен быть интересен студенту Уровень текстов должен соответствовать интеллектуальному уровню студентов Объем и сложность текста не должен превышать возможностей (затраченное время + усилия) студента Аргументация должна быть ясной и последовательной, структура текста – логичной
Доступность Создание хрестоматии? Создание электронной библиотеки? Есть ли необходимость в электронном конспекте лекций? Электронной хрестоматии?
Проблема выбора текстов Материалы для обсуждения в аудитории/ самостоятельной работы Материалы, которые совпадают с точкой зрения преподавателя/ отличаются от нее Первоисточники/ вторичные тексты
Место чтения в структуре курса Чтение классических текстов наиболее эффективно… 1. Перед лекцией 2. Между лекцией и семинаром 3. После семинара
…Перед лекцией + Позволяет ввести студента в курс дела заранее, не говорить на лекции об азах и общих вещах, и вводить в лекцию более сложный материал - Сложно проконтролировать знание текстов
…Между лекцией и семинаром + Позволяет закрепить знания, полученные на лекции и получить дополнительную информацию. Знание текстов можно проконтролировать на семинаре - Вынуждает останавливаться в лекции на простых вопросах
… После семинара + Позволяет получить дополнительную информацию по проблеме, углубить понимание темы - Трудно проконтролировать в ходе учебного процесса
Реалистичность подбора Количество текстов Объем чтения - количество страниц Соответствие уровню студентов
Дополнительная литература Кто должен читать дополнительную литературу? Влияет ли незнание дополнительной литературы на итоговую оценку? Как мотивировать студента к чтению дополнительной литературы? Как ориентировать студента в дополнительной литературе?
Проверка Проверяется ли знание литературы? Учитывается ли знание литературы на итоговом экзамене\ зачете? Необходимо ли дополнительное время для подготовки перед анализом текста?
Формы оценивания Рецензии на книги Дневник чтения Эссе о прочитанном Реферат книги Тесты Дискуссия по тексту Ответы на вопросы по тексту Косвенная оценка – в эссе, ситуационном анализе и т.д.
Содействие качеству чтения Аннотирование Заметки Контекстуализация Введение в текста в контекст группы Персонализация Конкретизация Подбор тем Словарь Обучение стратегии чтения
Предварительные заметки к стратегии Выберите время Распечатайте текст Делайте заметки Используйте словари
Стратегия чтения Предварительный этап – прочитайте заглавие, комментарии, библиографию, биографию автора. Просмотрите текст, попытайтесь найти главную идею. Первое чтение – прочитайте весь текст целиком (за один раз, если возможно). Выделите основную идею, сформулируйте свои вопросы к прочитанному. Второе чтение – перечитайте текст, оцените тезисы автора, выскажите свое отношение к ним.
Предраг Чичовачки Практика первого и второго прочтения, на примере кантовского эссе «О мнимом праве лгать из человеколюбия» Наше домашнее задание состоит в том, чтобы понять и оценить эссе Канта «О мнимом праве лгать из человеколюбия». Наша задача состоит в том, чтобы далее развить технику первого и второго прочтения текста, сосредоточившись на следующих вопросах к тексту упомянутой выше работы. Первое прочтение – понимание текста С кем спорит автор? Какова центральная проблема, которую Кант пытается разрешить в тексте? Каково основное утверждение текста? Ясно ли представлено основное утверждение автора? На основе какого понимания морального авторитета построено основное утверждение? (Например, основывается ли позиция автора на здравом смысле или на какой-то особой теоретической интуиции) Второе прочтение – оценка текста Правильно ли основное утверждение автора? Достаточно ли оно обосновано (с точки зрения используемых примеров и свидетельств)? Можно ли подтвердить основное утверждение более удачными примерами? Есть ли вопросы, к которым автор не обращается в тексте, но обсуждение которых было бы важно для понимания проблемы?
Третье чтение ?
Аттфилд Р. Экологическая этика Экологическая этика и человечество (экологические проблемы (локальные, глобальные); подходы (энвайроментализм, защита животных), служение, забота Некоторые центральные дебаты (доминирование, служение, появление экологической этики, холизм, антропо- и биоцентризм, альтернативные теории, метаэтические дебаты) Критика экологической этики (от ценностей к действиям, трудности биоцентризма и т.д.) Принимая будущее серьезно (ответственность перед будущим, основания ценности будущих поколений, ограничение ответственности и т.д., экологическая справедливость). Устойчивое развитие, население и предосторожность (концепт УР, дебаты, население, справедливость и т.д.) Глобальное сообщество и глобальное гражданство (общее наследие человечества, глобальное потепление)
Джеймисон Д. Введение в экологическую философию Культурные традиции (коренные жители, Китай, Индия, иудаизм, христианство, ислам) Современная экологическая этика (метаэтика, нормативная этика, сентиентизм, этика земли, глубинная экология, экофеминизм) Экофилософия и ее соседи (литература, эстетика, экология, история, политика, право) Проблемы экофилософии (дикая природа, население, будущие поколения, устойчивость, биоразнообразие, животные, экологическая справедливость, технология, климат, земля и вода, потребление, колонизация)
Комсток Г. Этика наук о жизни Этическая рефлексия этика, религия, аргументация, метод Этика наук о жизни окружающая среда, продовольствие, животные, земля, биотехнологии, фермы Ситуации