Формирование ключевых педагогических компетенций ИКТ – компетентность Сообщение подготовила: учитель истории и обществознания МОУ СОШ 12 г. Балашова Саратовской области Ворсунова И.Н.
Педагогическая компетентность В отечественной педагогике (Г. В. Горланов, Д. А. Мещеряков, А. В. Хуторской и др.) принято различать понятия «компетентность» как характеристику работника (специалиста) и «компетенция» как характеристику рабочего места (должности, позиции). Компетенция это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, компетентность мера соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека. Понятие «педагогическая компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.(Митина Л.М.) Профессиональная компетентность педагога … не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике.(Введенский В.Н.)
Понятие «ИКТ–компетентность». Компетентность (лат. competens, competentis – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определенной области; ИКТ-компетентность- одна из ключевых компетентностей современного учителя ИКТ-компетентность - приобретение умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий.
Перечень компетенций учителя- предметника в сфере ИКТ. 1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях. 2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе 3. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно- профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации федеральных целевых программ.
Перечень компетенций учителя- предметника в сфере ИКТ. 4. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс. 5. Владение приемами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приемами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательного пространства как файловой системы, основными приемами ввода-вывода информации, включая установку и удаления приложений и электронных образовательных ресурсов.
Перечень компетенций учителя- предметника в сфере ИКТ. 6 Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.): а) вводом текста с клавиатуры и приемами его форматирования; б) подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приемами работы с инструментами векторной графики; в) приемами работы с табличными данными; г) приемами построения графиков и диаграмм; д) методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.).
Перечень компетенций учителя- предметника в сфере ИКТ. 7. Владение простейшими приемами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности. 8.Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности: а) приемами навигации и поиска образовательной информации в WWW, ее получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; б) приемами работы с электронной почтой и телеконференциями; в) приемами работы с файловыми архивами.
Перечень компетенций учителя- предметника в сфере ИКТ. 9. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность. 10. Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности, которое подразумевает: а) наличие представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности; б) наличие представлений о структуре веб-страницы; в) владение простейшими приемами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта файловой системы; г) владение приемами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интернете.